В Москве прошла Wasma-2022. Кто не в курсе – это ежегодная «Международная выставка оборудования и технологий для утилизации отходов и очистки сточных вод». До недавних пор на ней можно было увидеть массу интересных автомобилей - кузовостроители вовсю использовали самые современные шасси.
Естественно, в этом году ожидать обилия новинок уже не стоило. Честно говоря, проведение вообще каких-либо выставок в нынешней экономической ситуации видится достаточно странным. Тем не менее, мероприятие прошло, и на стендах даже «иномарки» присутствовали. Но в целом…
Для начала – исчезли «КАМАxorы», на которых раньше кузовостроители любили демонстрировать свои новые надстройки. Теперь вместо поколения К4 - бессмертное К3. К подобной замене отношение у всех достаточно спокойное: «Будем ставить бункеры на обычные КАМАЗы и МАЗы. Все модели есть и на таких шасси».
Тем более, что МАЗ и раньше предлагал только свое четвертое поколение. Единственное, что поменялось – вы точно не получите вариант с «Мерседесом» под кабиной. Или ЯМЗ, или Weichai. Зато вариантов бункеров даже сам МАЗ готов предложить несколько штук, не говоря уже про российских «кузовщиков».
А вот про «ГАЗоны» никто внятно не ответил. В этой нише популярны были «корейцы» с «японцами», но что будет с ними, пока не ясно. К примеру, ни одного мусоровоза на шасси ISUZU и FUSO не было. Hyundai Mighty был только в виде бункеровоза. Разве что на Hino 300 смонтировали сразу две надстройки.
Впрочем, гораздо большую тревогу у производителей вызывает необходимость замены стали Hardox. Вроде, как и есть отечественный аналог в виде стали 09Г2С. Но по факту ее используют только при изготовлении боковин и крыши больших бункеров. А вот «приемники» почти у всех именно из Hardox
Кроме стали, нет достойных аналогов итальянской гидравлике и много чему еще «по мелочи». Но «мелочи» этой набирается около 30%. Когда отечественные предприятия предложат адекватную замену - не ясно. Да к тому же кузовостроители в это не очень-то и верят, а потому в разговорах по большей части упоминаются поставщики из Турции и Китая.
Зато к ценникам в 7-8 миллионов за мусоровоз на отечественном шасси менеджеры быстро привыкли и называют их достаточно уверенно. За КМ-7028 производства «Москоммаш» на шасси МАЗ-5340С2 вообще просят больше 10 миллионов и говорят, что это не предел. Просто потому, что уже чувствуется дефицит шасси, а автозаводы, хотя прошел месяц, по-прежнему лихорадит.
Общее впечатление от выставки – никакого четкого плана ни у кого до сих пор нет. Похоже, что многие просто заняли выжидательную позицию, надеясь, что когда коллеги-конкуренты найдут для себя решение, они просто пойдут по тому же пути. И, увы взгляды всех устремлены на страны, которые не поддержали санкции, а не на отечественную промышленность…