Дежурные по стоянкам

3K прочитали

Александр Семениченко

В 70-х годах прошлого века в аэропортах существовала должность дежурного по стоянкам. В круг их обязанностей входило поддержание порядка на перроне, местах стоянки, прием и сдача воздушных судов под охрану ВОХР и прочее. Прочее – «побанковать» в курилке, в обеденный перерыв «забить козла», поворчать на молодых … Как правило, на этой должности работали пенсионеры, бывшие техники или бортмеханики, иногда летчики. Работа несложная и неторопливая, а большой авиационный опыт подсказывал, как ее еще больше облегчить. Единственный минус: надо прибыть на работу чуть пораньше и закончить работу чуть позже. Но это из-за того, что наш аэропорт работал только в светлое время суток. Запомнились некоторые из них.

Александр Семениченко В 70-х годах прошлого века в аэропортах существовала должность дежурного по стоянкам.

Дежурный Иванов. В дежурные по стоянкам Иванов попал после выхода на пенсию с какой-то штабной должности. Привыкнув быть хоть и маленьким, но начальником, он чувствовал себя главным и на перроне. С инженерами, техниками и механиками общался свысока, только в силу производственной необходимости. Но если в состав вылетающего экипажа входил проверяющий, от командира эскадрильи и выше, Иванов ужом крутился около вертолета, готовый в любой момент доложить, исправить, скомандовать, козырнуть и щелкнуть каблуками. Одним словом, демонстрировал свою важность и незаменимость.

Как-то в первых числах августа в воздухе прошелестело – ожидается приезд местных телевизионщиков, будут снимать сюжет ко дню Воздушного флота. Иванов приободрился, договорился со сменщиками, что он будет работать неделю подряд. Изменил внешность, от спецовки остались только новые брюки, вместо спецовочной куртки голубая форменная рубашка. Место невзрачной пляжной кепочки заняла форменная фуражка с «крабом» и птичкой. На рукаве атрибут власти, новая красная повязка с белой надписью «Дежурный по стоянкам». Полное осознание своей ответственности и высокого долга. Вместо нормального полноценного обеда в столовой теперь был перекус из бутербродов, перрон и стоянки должны быть под постоянным и неусыпным контролем. И все это не было напрасным…

Ближе к обеденному перерыву, часов в двенадцать, Иванов обратил внимание, что один вертолет Ми-8 приземлился не на стоянку-пятачок, как обычно, а на взлетно-посадочную полосу. И после посадки начал заруливать на перрон, где его встречал техник оперативной смены. Иванов «сделал стойку», насторожился, ждал что будет дальше. Когда были выключены двигатели, из здания аэровокзала появилась группа человек десять-двенадцать. Выйдя на перрон, встречающие ожидали, когда лопасти несущего винта остановят свой бег. Издалека было видно, что большая часть этой группы в аэрофлотовской форме. На их фоне резко выделялись разноцветные рубашки мужчин и яркие платья женщин. Иванов сразу понял: приехала съемочная группа. Ему предстояло преодолеть метров пятьсот от вертолетных стоянок до самолетного перрона. Задача была сложная. Надо быстро добежать, но не сбиться с дыхания, влиться в группу, выглядеть солидно и демонстрировать свою важность. Возможно, придется давать интервью.

Но Иванова ожидал и радушно встретил «Господин Облом». Командование летного отряда, эскадрильи и так называемый треугольник (парторг, комсорг, профорг) встречали и поздравляли пилота, выполнившего первый самостоятельный полет в качестве командира экипажа. Вертолет в дальнейшем был запланирован на ночную тренировку и поэтому был поставлен на перрон, что было удобнее для всех служб. А на Иванова никто из встречавших даже не обратил внимания. А вот забег по вертолетным площадкам и перрону наблюдали очень многие и довольно беззлобно комментировали. Но, как оказалось, все это сильно ударило по самолюбию. После этого случая Иванов притих, сдулся и как-то незаметно уволился.

Александр Семениченко В 70-х годах прошлого века в аэропортах существовала должность дежурного по стоянкам.-2

Дежурный Петров. Петров проработал у нас недолго, всего одно лето, но запомнился. Ему было хорошо за шестьдесят, всю свою жизнь работал техником. Начинал на По-2, закончил на Ту-134. Жил в поселке, недалеко от аэропорта. Посидел три года на пенсии, заскучал и вернулся. Запомнилась одна его фраза: «Авиация красива только в выходной день и на картинке, а в будни там работают». За время своего вынужденного простоя Петров пристрастился к дешевому вину (народные названия: плодово-выгодное, червивка, слезы Мичурина и пр.). В связи с чем впоследствии с ним и расстались.

В одиннадцать часов через дыру в заборе Петров направлялся в местный магазинчик, покупал две бутылки вина и возвращался обратно. Как-то незаметно для окружающих он употреблял свою покупку. Выглядел нормально, язык не заплетался, походка обычная. Никаких внешних признаков. А после пятнадцати часов начинал чудить. Он начинал готовить стоянки к сдаче под охрану. Ходил от вертолета к вертолету, закрывал двери и вешал пластилиновые пломбы. Его совершенно не смущало, что борт сел на заправку и через полчаса снова взлетит. Опечатывал вертолеты на УТР, не обращая внимания на раскрытые капоты и работающих специалистов. Главное – печать! К концу смены Петров жаловался сменному инженеру или технику-бригадиру: «Ну как это можно! Закрыл, опечатал, через полчаса вижу опять все раскрыто нараспашку. Ноги от ходьбы гудят». Наконец-то он сдавал стоянку под охрану, садился на свой велосипед и отправлялся домой. В поселок вела грунтовка, по которой ездили только на велосипедах. Видимо к этому времени наступало расслабление, траектория движения Петрова была довольно замысловатой, от обочины к обочине.

В итоге к концу лета Петров решил уволиться, руководство АТБ не возражало.

Александр Семениченко В 70-х годах прошлого века в аэропортах существовала должность дежурного по стоянкам.-3

Дежурный Сидоров. Свою судьбу с авиацией Сидоров связал еще во время войны, был техником самолета Пе-2. После Победы работал в нашем авиапредприятии. Занимал различные должности, работал добросовестно, пользовался действительно заслуженным уважением и авторитетом. И выйдя на пенсию стал дежурным по стоянкам.

Как-то, оглядывая свои владения, Сидоров заметил, что на краю аэродрома пасутся коровы, а неподалеку от них ходят несколько женщин и что-то ищут в траве. Пошел посмотреть и узнать, что там происходит. Подошел, видит: часть аэродромного забора из колючей проволоки разрушена. Жители близлежащего поселка приводят сюда на выпас своих коров, трава здесь высокая, сочная. Самолеты-вертолеты далеко, животных не беспокоят.

Увидев это безобразие, Сидоров потребовал срочно убрать живность со служебной территории, а заодно поинтересовался, что женщины ищут. Оказалось, что там целая поляна грибов. По звонку Сидорова работники ВОХР срочно отремонтировали поврежденную часть ограждения. А Сидоров получил собственную грибную плантацию. Ближе к концу смены он уходил на край аэродрома и минут через сорок возвращался с пакетом грибов, примерно полтора килограмма. «Ну вот, день прошел не напрасно» комментировал он свою добычу и вновь приступал к исполнению своих служебных обязанностей.