Найти в Дзене
Знакомьтесь, Вадик!

Перспективы применения водородного топлива на железнодорожном транспорте

Под председательством доктора технических наук, профессора, генерального директора АО "ВНИКТИ" В.С. Коссова состоялся Совет главных конструкторов НП "ОПЖТ". Основной темой докладов выступающих стала перспектива применения водородного топлива на железнодорожном транспорте.

Газотурбовоз ГТ1h-002, работающий на водородном топливе. Автор фото: ФотоЛюбительНицаЖелезныхДорог.
Газотурбовоз ГТ1h-002, работающий на водородном топливе. Автор фото: ФотоЛюбительНицаЖелезныхДорог.

В своей презентации Валерий Семёнович Коссов рассказал о применении водородного топлива на железнодорожном транспорте. Он ответил, что к 2030 году, согласно Экономической стратегии "РЖД", планируется снизить выбросы вредных веществ и образование парниковых газов.

Заместитель генерального директора — главный конструктор Группы компаний "ИнЭнерджи" А.Э. Голодницкий выступил с докладом о водородных энергоустановках с топливными элементами для транспорта с точки зрения научно-технических и рыночных перспектив. По его мнению, водород — это основа новой энергетики и в мире происходит вытеснение традиционных видов топлива возобновляемыми источниками энергии. Если в 2015 году невозобновляемые энергетические ресурсы составляли 76% от всех источников генерации электроэнергии, то по прогнозам в 2050 году эта цифра составит лишь 15%.

К.В. Липа, генеральный директор ТМХ:

Обеспечить необходимую мощность для водородных поездов — одна из ключевых задач. Есть автомобили на водородном топливе, но мощность их силовых установок — десятки киловатт. Нам же нужно в разы, а в дальнейшем и на порядок более мощные силовые установки.

Главный конструктор "ТМХ Инженеринг" А.С. Гультяев доложил о ходе разработки рельсового автобуса на водородном топливе на базе рельсового автобуса РА-3 для железной дороги о-ва Сахалин. Александр Сергеевич рассказал о возможных технических характеристиках рельсового автобуса на водородном топливе, использование которого позволит радикально снизить вредные выбросы в атмосферу.

Аналитики оценивают стоимость создания на Сахалине кластера по выпуску голубого водорода при объеме выпуска 30000 тонн около 250 млн. долларов.

На сегодня это является оптимальным вариантом. Поскольку аналогичный кластер с производством зеленого водорода, получаемого путем электролиза воды, обойдется в несколько раз дороже. В то же время создаваемая сеть ж/д транспорта будет потреблять 1-2% производства завода, дополнительные рынки сбыта предстоит еще сформировать, чтобы производство водорода было максимально загружено.

Дополнительное потребление, по мнению аналитика, может обеспечить транспортный и коммунальный сектор, но для этого потребуются дополнительные инвестиции в инфраструктуру.

Всего в заседании Совета главных конструкторов приняло участие более 40 представителей научных организаций, институтов развития, предприятий железнодорожного машиностроения и компаний, разрабатывающих решения для внедрения водородных технологий.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Выдержка из статьи, опубликованной в журнале "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК", выпуск №1 2022.

Ссылки на мои соцсети в шапке профиля.