Найти тему
Прохожий

Полугусеничные тягачи рейха. Часть 2.

Приветствую всех адекватных, а так же всех коллекционеров, и моделистов любителей БТ, а так же им сочувствующих. И с вами вновь ПРОХОЖИЙ.

Сегодня в этой статье продолжим смотреть грузовые тягачи рейха.

И так посмотрим «ФАМО».

Полугусеничный тягач на 18 тон буксируемого груза и грузоподъемностью 2,8 тонны «ФАМО» был самым большим из семейства полугусеничного рода машин вермахта. Не смотря на его популярность в войсках его можно было встретить не очень часто. Тем не менее, он производил сильное впечатление своими массивностью и слоноподобным внешним видом.

18-ти тонный «ФАМО».
18-ти тонный «ФАМО».

Разработкой этой огромной машины и ее выпуском занималась только одна фирма в рейхе. А именно «Фарцойг-унд-Моторенбаум» или «ФАМО» . С главным офисом в Бреслау. Эта фирма позже организовала филиал производства в Варшаве. Фирма специализировалась на производстве сверхтяжелых тракторов и гусеничных транспортных средств. Поскольку разработанный по заказу вермахта данный тягач с начала выпуска в 1938-м году сразу хорошо показал себя. Не считая установки в 1939-м нового двигателя, машина была в производстве до 1944 года. Главная задача его была эвакуация завязших в грязи грузовиков и танков.

Транспортировка «ФАМО» танка PZ. III.
Транспортировка «ФАМО» танка PZ. III.

Отбуксировать, до ремонтной роты, поврежденный или сломавшийся PZ. III, для тягача «ФАМО» труда не представляло.

Однако, с появлением «Тигра» и «Пантеры» дело осложнилось, требовалось самое малое два тягача, а в случае мягкого грунта то и три машины.

Транспортировка «ФАМО» танка «Тигр I».
Транспортировка «ФАМО» танка «Тигр I».

Позже, «ФАМО» на этом поприще, заменили БРЭМы «Бергепантеры».

Начиная с 1943-го года они все чаще заменяли «ФАМО».

Незаменимы данные машины были и в распутицу, когда дороги были залиты водой или покрыты грязью.

Тягач «ФАМО» на дорогах советско-германского фронта, весна 1942-го года.
Тягач «ФАМО» на дорогах советско-германского фронта, весна 1942-го года.

Фирмами, купившими лицензии на тягач или готовыми образцами с 1940-го года были, «Фомаг» , а последние годы войны и «Татра». Самой важной моделью фирмы был бронированный спасательный автомобиль с вместительной бортовой платформой из стального листа.

"ФАМО"
"ФАМО"

В качестве тягачей небольшого количества 240-мм артиллерийских орудий все модели «ФАМО» были снабжены кузовами с местами для расчетов и запаса боеприпасов.

Фамо как тягач для 240-мм  орудия с расчетом.
Фамо как тягач для 240-мм орудия с расчетом.

Посмотрим характеристики этих машин 1938-го и 1939-1940-го годов.

Тип F2 «ФАМО» (1938 год).

Двигатель: КД «Майбах» HL 98 TUK.

Рабочий объем: 9800 сантиметров кубических.

Мощность:230 л.с. при 2600 об/мин.

Трансмиссия:Привод на гусеничный движитель, ДСС (двухдисковое сухое сцепление), 2-ва РПП в кабине (рычаг переключения передач).

Коробка передач: 4-ре передачи и 1-на ПрП (промежуточная передача).

Рама:Рама с U-образными лонжеронами.

Ходовая часть: Две гусеницы 47-мь траков в каждой с резиновыми подушками, шаг 260 мм, ведущее колесо спереди, направляющее сзади, 6-ть больщих сдвоенных катков, расположенные в шахматном порядке, 1-н торсион на каждые сдвоенный каток.

Опорная поверхность: 2 860 мм.

Длинна гусеницы: 12 220 мм.

Колея передних колес: 2100 мм.

Схождение гусениц: 2000 мм.

Ширина гусеницы: 440 мм.

Габариты с верхом: 8250X2600X2850 мм.

Шины передних колес: 12,75-20 вне дорожные.

Дорожный просвет: 440 мм.

Глубина брода: 800 мм.

Радиус поворота: 21,6 м.

Вес тягача: 15 200 кг.

Допустимый общий вес: 2800 кг.

Вес буксируемого груза: 18000 кг.

Максимальная скорость: 50 км/ч.

Топливный бак:290 л.

Запас хода: по дороге- 240 км., бездорожье- 100 км.

Экипаж:8 человек.

Тип F3 «ФАМО» (1938-1944 годы).

Двигатель: КД «Майбах» HL 108 TUKRM.

Рабочий объем: 10 830 сантиметров кубических.

Мощность:250 л.с. при 2600 об/мин.

Трансмиссия:Привод на гусеничный движитель, ДСС (двухдисковое сухое сцепление), 2-ва РПП в кабине (рычаг переключения передач).

Коробка передач: 4-ре передачи и 1-на ПрП (промежуточная передача).

Рама:Рама с U-образными лонжеронами.

Ходовая часть: Две гусеницы 47-мь траков в каждой с резиновыми подушками, шаг 260 мм, ведущее колесо спереди, направляющее сзади, 6-ть больщих сдвоенных катков, расположенные в шахматном порядке, 1-н торсион на каждые сдвоенный каток.

Опорная поверхность: 2 860 мм.

Длинна гусеницы: 12 220 мм.

Колея передних колес: 2100 мм.

Схождение гусениц: 2000 мм.

Ширина гусеницы: 440 мм.

Габариты с верхом: 8250X2600X2850 мм.

Шины передних колес: 12,75-20 вне дорожные.

Дорожный просвет: 440 мм.

Глубина брода: 800 мм.

Радиус поворота: 21,6 м.

Вес тягача: 15 200 кг.

Допустимый общий вес: 2800 кг.

Вес буксируемого груза: 18000 кг.

Максимальная скорость: 50 км/ч.

Топливный бак:290 л.

Запас хода: по дороге- 240 км., бездорожье- 100 км.

Экипаж:8 человек.

Кроме того тягачи использовались как база для разных машин специального назначения. Одним из них был поворотный кран грузоподъемностью 6 тонн на базе «ФАМО».

6-ти тонный кран на базе тягача.
6-ти тонный кран на базе тягача.

Также на его базе (хоть и в небольшом количестве около 14-ти штук) монтировалось 88-мм орудие. Машина была частично бронирована, так как орудие использовалось для борьбы с наземными целями, хотя это и создавало неудобства для расчета.

Для стабилизации платформы для стрельбы на каждой стороне имелись две откидывающиеся опоры, что бы подвеска тягача не мешала при стрельбе, и тем самым разгружалась сама.

Орудие 88-мм в походном положении на «ФАМО».
Орудие 88-мм в походном положении на «ФАМО».
Орудие 88-мм в боевом  положении на «ФАМО».
Орудие 88-мм в боевом положении на «ФАМО».

Несколько фото модели машины из моей коллекции в 35-ом масштабе.

Модель Фамо.
Модель Фамо.
Он же.
Он же.
Вид сзади.
Вид сзади.
С боку.
С боку.

Ну, вот и все что я хотел ВАМ сегодня рассказать. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.

Авто
5,66 млн интересуются