Приветствую всех адекватных, а так же всех коллекционеров, и моделистов любителей БТ, а так же им сочувствующих. И с вами вновь ПРОХОЖИЙ.
Сегодня в этой статье продолжим смотреть грузовые тягачи рейха.
И так посмотрим «ФАМО».
Полугусеничный тягач на 18 тон буксируемого груза и грузоподъемностью 2,8 тонны «ФАМО» был самым большим из семейства полугусеничного рода машин вермахта. Не смотря на его популярность в войсках его можно было встретить не очень часто. Тем не менее, он производил сильное впечатление своими массивностью и слоноподобным внешним видом.
Разработкой этой огромной машины и ее выпуском занималась только одна фирма в рейхе. А именно «Фарцойг-унд-Моторенбаум» или «ФАМО» . С главным офисом в Бреслау. Эта фирма позже организовала филиал производства в Варшаве. Фирма специализировалась на производстве сверхтяжелых тракторов и гусеничных транспортных средств. Поскольку разработанный по заказу вермахта данный тягач с начала выпуска в 1938-м году сразу хорошо показал себя. Не считая установки в 1939-м нового двигателя, машина была в производстве до 1944 года. Главная задача его была эвакуация завязших в грязи грузовиков и танков.
Отбуксировать, до ремонтной роты, поврежденный или сломавшийся PZ. III, для тягача «ФАМО» труда не представляло.
Однако, с появлением «Тигра» и «Пантеры» дело осложнилось, требовалось самое малое два тягача, а в случае мягкого грунта то и три машины.
Позже, «ФАМО» на этом поприще, заменили БРЭМы «Бергепантеры».
Начиная с 1943-го года они все чаще заменяли «ФАМО».
Незаменимы данные машины были и в распутицу, когда дороги были залиты водой или покрыты грязью.
Фирмами, купившими лицензии на тягач или готовыми образцами с 1940-го года были, «Фомаг» , а последние годы войны и «Татра». Самой важной моделью фирмы был бронированный спасательный автомобиль с вместительной бортовой платформой из стального листа.
В качестве тягачей небольшого количества 240-мм артиллерийских орудий все модели «ФАМО» были снабжены кузовами с местами для расчетов и запаса боеприпасов.
Посмотрим характеристики этих машин 1938-го и 1939-1940-го годов.
Тип F2 «ФАМО» (1938 год).
Двигатель: КД «Майбах» HL 98 TUK.
Рабочий объем: 9800 сантиметров кубических.
Мощность:230 л.с. при 2600 об/мин.
Трансмиссия:Привод на гусеничный движитель, ДСС (двухдисковое сухое сцепление), 2-ва РПП в кабине (рычаг переключения передач).
Коробка передач: 4-ре передачи и 1-на ПрП (промежуточная передача).
Рама:Рама с U-образными лонжеронами.
Ходовая часть: Две гусеницы 47-мь траков в каждой с резиновыми подушками, шаг 260 мм, ведущее колесо спереди, направляющее сзади, 6-ть больщих сдвоенных катков, расположенные в шахматном порядке, 1-н торсион на каждые сдвоенный каток.
Опорная поверхность: 2 860 мм.
Длинна гусеницы: 12 220 мм.
Колея передних колес: 2100 мм.
Схождение гусениц: 2000 мм.
Ширина гусеницы: 440 мм.
Габариты с верхом: 8250X2600X2850 мм.
Шины передних колес: 12,75-20 вне дорожные.
Дорожный просвет: 440 мм.
Глубина брода: 800 мм.
Радиус поворота: 21,6 м.
Вес тягача: 15 200 кг.
Допустимый общий вес: 2800 кг.
Вес буксируемого груза: 18000 кг.
Максимальная скорость: 50 км/ч.
Топливный бак:290 л.
Запас хода: по дороге- 240 км., бездорожье- 100 км.
Экипаж:8 человек.
Тип F3 «ФАМО» (1938-1944 годы).
Двигатель: КД «Майбах» HL 108 TUKRM.
Рабочий объем: 10 830 сантиметров кубических.
Мощность:250 л.с. при 2600 об/мин.
Трансмиссия:Привод на гусеничный движитель, ДСС (двухдисковое сухое сцепление), 2-ва РПП в кабине (рычаг переключения передач).
Коробка передач: 4-ре передачи и 1-на ПрП (промежуточная передача).
Рама:Рама с U-образными лонжеронами.
Ходовая часть: Две гусеницы 47-мь траков в каждой с резиновыми подушками, шаг 260 мм, ведущее колесо спереди, направляющее сзади, 6-ть больщих сдвоенных катков, расположенные в шахматном порядке, 1-н торсион на каждые сдвоенный каток.
Опорная поверхность: 2 860 мм.
Длинна гусеницы: 12 220 мм.
Колея передних колес: 2100 мм.
Схождение гусениц: 2000 мм.
Ширина гусеницы: 440 мм.
Габариты с верхом: 8250X2600X2850 мм.
Шины передних колес: 12,75-20 вне дорожные.
Дорожный просвет: 440 мм.
Глубина брода: 800 мм.
Радиус поворота: 21,6 м.
Вес тягача: 15 200 кг.
Допустимый общий вес: 2800 кг.
Вес буксируемого груза: 18000 кг.
Максимальная скорость: 50 км/ч.
Топливный бак:290 л.
Запас хода: по дороге- 240 км., бездорожье- 100 км.
Экипаж:8 человек.
Кроме того тягачи использовались как база для разных машин специального назначения. Одним из них был поворотный кран грузоподъемностью 6 тонн на базе «ФАМО».
Также на его базе (хоть и в небольшом количестве около 14-ти штук) монтировалось 88-мм орудие. Машина была частично бронирована, так как орудие использовалось для борьбы с наземными целями, хотя это и создавало неудобства для расчета.
Для стабилизации платформы для стрельбы на каждой стороне имелись две откидывающиеся опоры, что бы подвеска тягача не мешала при стрельбе, и тем самым разгружалась сама.
Несколько фото модели машины из моей коллекции в 35-ом масштабе.
Ну, вот и все что я хотел ВАМ сегодня рассказать. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.