Знаете в чем основное отличие российского автопрома от китайского? В изначальной постановке задачи. Перед нашими чиновниками была поставлена задача привлекать иностранные инвестиции, а перед китайскими – развить независимый китайский автопром через привлечение зарубежных инвестиций. И те и другие с задачей справились. Вот только результаты сильно отличаются. Китайский автопром получил мощное автомобилестроение, Россия лишилась даже того, что досталось ей от СССР. Почему так получилось? Об этом – ниже.
1. Китай за последние 20 лет. Великое автомобильное чудо
Первые китайские автомобили, которые пришли на рынок России в начале 2000х, были довольно низкого качества. Через 20 лет китайский автопром стал сильнейшим в мире. За эти годы Китай развил независимое автомобилестроение с локализацией более 90% и получил доступ к самым современным мировым технологиям. Сейчас в Китае имеется более сотни собственных автомобильных брендов, для производства которых никакое хлопанье дверью иностранными партнерами теперь не страшно.
Что лежит в основе китайского автомобильного чуда?
Самое важное - это подход китайского руководства к привлечению инвестиций. У нас об этом мало говорят именно потому, что наши руководители подобный принцип не смогли или не захотели внедрить. Китайцы не просто дали землю иностранным инвесторам для строительства своих заводов, китайцы не просто дали рабочих для обеспечения производства, и они не ставили высшей целью будущие налоги, хотя этот пункт никто не отменял. Красные китайские руководители поступили хитрее=мудрее.
Что же при думали китайцы?
Первым шагом китайцы защитили свой рынок – были введены высокие ввозные пошлины на автомобили. Пошлины были привязаны не к марке, а к литражу двигателя. На автомобили с двигателем до 3 литра ввозная пошлина составляла 67%. На некоторые марки пошлина составляла 145% от стоимости автомобиля. Это было сделано для итого, чтобы вынудить западных производителей открывать заводы в Китае. Западные производители начали задумываться над открытием своих заводов.
Вот здесь китайцы и поступили хитро=мудро.
Китай не просто давал разрешение создать завод на своей территории и использовать рабочую силу, но и обязывал западного инвестора создать совместное предприятие (СП). Это делалось не по желанию и не на условиях западного инвестора, а вменялось как обязанность за право выхода на китайский рынок. Условия были жесткими: китайская сторона получала весомую долю акций этого СП и реально, а не на бумаге контролировала весь процесс производства в Китае. Это позволило китайской стороне получить доступ почти ко всем технологиям и технической документации, за исключением тех не многих узлов и агрегатов, которые поставлялись в сборке, хотя позже – и к ним добрались. Не открою тайну, если скажу, что информация просачивались и сливалась. Это позволило очень быстро появляться китайским автомобильным клонам. Возникло много местных производителей, которые по западным чертежам начали выпускать комплектующие для автомобилей. Но это был только первый этап.
Опираясь на уже существующие иностранные автомобильные разработки и технологии, китайцы пошли дальше. Вместо клонов очень быстро начали появляться настоящие китайские автомобили, в основе которых уже лежали китайские разработки.
Не все западные автопроизводители захотели играть на условиях Китая. Тогда китайцы поступили опять хитро=мудро: начали скупать акции этих компаний на рынке, получая тем самым доступ к управлению или просто перекупать компании. История с Volvo показательная: китайский Geely выкупив шведскую компанию, начал переносить производство автомобилей этой марки в свою страну.
Государственно-частный капитализм с иностранными инвестициями
Кроме частных автомобильных компаний, в Ките есть и государственные, и с совместной формой собственности с иностранцами.
BAIC Group
Например, BAIC Group -старейшая государственная компания (с 1958 г.). Когда-то выпускала даже лицензионную копию нашей 21-й «Волги» (китайская модель Dongfanghong BJ760). В 1980х организовано СП с American Motors, позже - партнерство с Hyundaiи Mercedes-Benz. Цель – создать модели для растущего китайского рынка и наладить производство автомобилей этих марок в Китае. Сегодня это один из крупнейших концернов Китая (ТОП-10), оборот в 2018 году составил 70 миллиардов долларов. Основные дочерние компании – BAIC Motor (легковые автомобили), BAW (военные и специальные автомобили), Foton Motor (грузовики, автобусы, сельхозтехника). СП Beijing Hyundai и Beijing Benz выпускают для китайского рынка автомобили марок Hyundaiи Mercedes.
Brilliance China Automotive
Еще один пример - Brilliance China Automotive. Концерн создан по инициативе государства в 1992 году. Государству принадлежит 40% акций. Производит микроавтобусы JinBei и Granse на базе Hiace и Granvia корпорации Toyota. Технология производства передана китайской компании в рамках договора о техническом сотрудничестве, подписанном между Brilliance и Toyota. Brilliance China — единственная китайская автомобилестроительная компания, ADR которой обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Подобных примеров очень и очень много, и в каждом из них государство владеет существенной долей акций.
Результаты показали, что стратегия китайцев оказалась самой правильной. Надо не просто запускать западного инвестора на свою землю и кричать от радости о будущих налогах и рабочих местах, но и получать контроль над СП и все технологии. Сегодня китайский автомобильный рынок самый крупный, быстро развивающийся и самое главное – он не зависит от истеричного хлопанья дверьми американских и европейских производителей. Более чем 90% уровень локализации китайского производства позволяет выпускать автомобили даже без участия иностранного партнера.
Без автомобилей граждане Китая теперь точно не окажутся, а результат успешного китайского автомобилестроения начинает влиять на рынки других стран.
2. Российский автопром последние 30 лет. За державу обидно…
За последние 30 лет Россия лишилась единственного более-менее жизнеспособного производителя – АвтоВАЗ, допустив продажу 68% процентов бренда Lada иностранцам - концерну Renault. Вместо того, чтобы получить доступ к управлению и к технологиям и начать строить отечественный автопром, как это сделали китайцы, наши, наоборот, отдали управление иностранцам. Более того, в ближайших планах намечено завершение перевода Lada и Dacia на единую модульную платформу CMF-B, запущенную альянсом Renault-Nissan, а также отказ от оригинальных «вазовских» шасси, что окончательно добьет российское автомобилестроение и превратит российские заводы в промышленные площадки по сборке уже давно не российский авто. Тот факт, что в нынешней геополитической ситуации АвтоВаз регулярно останавливает заводы из-за отсутствия импортных комплектующих говорит лишь об одном: независимый отечественный автопром похоронен. Даже в СССР были свои автомобили, причем, очень неплохие, многие из которых до сих пор бегают по дорогам Кубы и Сирии, а в современной России автопрома нет, зато есть бравый рапорт о привлечении инвестиций. В результате подобного управления наша страна оказалась полностью подсажена на иглу зарубежных поставок комплектующих, за исключением двух морально уставших моделей Niva.
За 20 лет в России открылось много заводов по сборке иностранных автомобилей. Именно по сборке, а не по производству или разработке. Наши руководители просто раздавали землю и были счастливы от того, что создаются рабочие места и бюджет области получит налоги, которые потом можно весело тратить. О развитии российского автомобилестроения никто не думал. Иностранцы строили заводы, собирали из западных комплектующих автомобили, продавали их и радостно выводили прибыль. Когда политика взяла верх над бизнесом – иностранцы дружно заявили, что уходят, демонстративно хлопнув дверью. Все эти годы иностранные инвесторы использовали нас (землю, рабочую силу, рынок сбыта). Без поставок западных комплектующих заводы превратились в пустышку. Даже если они будут отобраны в качестве недвижимости, то возобновить автономное производство автомобилей мы не сможем. Вот такая история.
Так и хочется спросить уважаемых руководителей из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: «Почему независимый российский автопром не создали? Зачем сгубили то немногое, что досталось от СССР- отечественный автомобиль Lada?». Результат всегда зависит от поставленных задач. «Минпромторг, вы довольны таким результатом?». Я – не довольна. За державу обидно…
Предыдущая статья на автомобильную тему:
Покупать или ждать? Почему доллар задает правила на авторынке? Прощай РРЦ – наценкам свободу
#автомобили #экономика #политика #цены #автоваз #минпромторг #финансы #менеджмент #управление #власть