Весьма незамысловатая проблема, которой преимущественно занимаются психологи, хотя каждый адекватно мыслящий человек осознает такую проблему и даже понимает ее причинно-следственную связь и источник возникновения.
Выученная беспомощность, в первую очередь, это состояние, возникающее у человека после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать которого не удается, а затем уже состояние, проявляющееся в ожидании неподконтрольности будущих результатов и «дефицитах беспомощности» (когнитивном, эмоциональном, мотивационном).
Можно ли аверсивность назвать критической причиной или нет, сразу нельзя. Потому что аверсия как способ воздействия носит практический характер, т.к. через неприязнь или отвращение можно отучить от беспомощности. Хотя для этого нужны тонкие психологические меры. Поэтому мы коснемся этого вопроса менее профессионально.
Источником проявления у личности выученной беспомощности заложено с самого детства, когда в самый активно-познавательный период его развития родители не обеспечили достаточно широкими возможностями привития ребенка к самостоятельности. Гиперопека мамаш над собственным чадом порой практически уничтожает личность человека в самом зародыше, когда ребенок, познавая мир вокруг себя на инстинктивном уровне, пытается понимать как он устроен, как с ним взаимодействовать и т.д.
Также весьма опасным становится поведение отца ребенка, который за место того, чтобы научать ребенка агрессирует в его адрес, ставя ребенка перед фактом, следствие которого ребенок не понимает. Именно поэтому родителям необходимо также научиться справляться с самим собой для того, чтобы суметь понять и правильно общаться с собственным чадом.
Следующей напастью родительского «косяка», который влияет на причину устойчивого становления выученной беспомощности, начинается с того момента, когда еще не совсем полно сформировавшейся у ребенка способности выражать или высказывать детально свои ощущения, передать увиденное или услышанное, то такую попытку ребенка родители начинают воспринимать как вранье, ложь или сочинительство. Родитель должен понимать и осознавать, что его ребенок пытается что-то объяснить или сказать о чем-то, но у него это получается только на том ограниченном уровне, когда смысловые предложения он пытается приравнивать с ассоциативными образами и тогда появляется совершенно иная картина. А еще хуже, когда родители начинают искать правду и упрекают этой правдой своего ребенка, когда как в этой всей «котовасии» они повинны сами. Объяснение тому это то, что родители должны помочь своему ребенку найти правильные слова, образы, предложения и смыслы к реально совершенным деяниям.
Таким образом, следует утверждать, что родителями должна быть обеспечена взаимосвязь выученной беспомощности со смысложизненными ориентациями, когда интерес к жизни и ее осмысленность, а также осмысленность целей выше, тогда меньше будет выражена депрессивность в более старшем возрасте и менее выражена беспомощность. Также следует подчеркнуть еще один греховный поступок родителей, когда они скупы на похвалы и резко строги, когда ругают либо отчитывают ребенка, и при этом преувеличивают значения совершенных проказ, либо баловства вместо того, чтобы объяснять ему, а еще лучше организовать его досуговую занятость.
Испытания, которые выпадают на молодое поколение на начальной стадии взросления является одним из критериев самодиагностики и попытки преодоления наученной беспомощности. Образовательная система государства должна быть построена на принципах не только преодоления, но и устранения некоторых особенностей личностной беспомощности. Диагностическими показателями выученной беспомощности являются повышенная тревожность, низкая самооценка, депрессивное состояние, пессимистический атрибутивный стиль и наличие негативного события в прошлом. Также состояние выученной беспомощности диагностируется при сочетании глубокого пессимистического стиля объяснений и выраженных депрессивных симптомов.
Например, у молодого поколения, осваивающее образовательные программы, автоматически формируется психологическая защита и главными защитными механизмами выученных беспомощных характеризуются в регрессии, проекции, интеллектуализации, подавлении, замещении и компенсации. Я ранее как-то воспринимал за наглость либо какую-то попытку сторговаться с преподавателем обучающихся, которые задавались вопросом: «А что нам за это будет?» либо «А, когда пересдача?» и т.п., но на самом деле это оказывается проявление у молодого поколения выученной беспомощности и некоего страха перед неопределенностью или сомнения в собственных силах. Позже, когда мне стало понятно, что это действительно является некой формой выученной беспомощности обучающихся, то структуру и стиль занятий я полностью начал строить на примере трех детерминантов:
1) соблюдение личного стандарта при освоении учебного материала на том уровне, который задается на обучающихся, т.е. объем лекционного материала или практического занятия должно строиться на понятном и достаточном объеме, который обучающийся может воспринимать и осилить, а не потому, что так захотел преподаватель, т.к. с полным материал обучающийся может ознакомиться самостоятельно. А как обеспечить эту работу – это другая задача преподавателя;
2) процедура оценивания уровня освоения учебного материала обучающимся должна быть прозрачна и быть понятна, в первую очередь, для обучающегося, а после этого, необходимо обеспечить невозможность искажения оценочного средства;
3) методическое обеспечение осваиваемого материала должна составлять критические детерминанты в такой последовательности, чтобы обучающийся понимал какой материал выдан на лекционном занятии, какой на практическом, а за кокой материал ему будет выставлен балл для формирования конечной оценки.
Для начала такой формат пояснений о выученной беспомощности в ознакомительном характере будет достаточно. Если этот вопрос интересен, то я могу еще подготовить статью.