В конце прошлого, 2021 года, выставка "Моторы войны" обрела новое место своей постоянной экспозиции - в Москве, на Рогожском валу. Теперь здесь выставлено около 150 образцов техники периода Второй мировой войны. В основном это легковые и грузовые автомобили, а также мотоциклы, тягачи, тракторы, бронемашины, несколько танков и артиллерийских орудий и др. Шире всего представлена техника СССР и Германии, есть также представители США, Англии, Италии, Чехии и других стран. Большинство экспонатов отреставрировано до ходового состояния, часть еще ждет совей очереди. Некоторые образцы уникальны, т.е. существуют в единственном экземпляре.
Экспозиция занимает 2 зала (первый поменьше, второй большой). В 1-м зале представлена советская и немецкая техника в основном довоенного периода. С этого зала и начнем осмотр.
1. Д-8 и Д-12 - бронеавтомобили конструкции Дыренкова, 1931г.
Первые советские серийные легкие бронеавтомобили. Шасси - Форд-А. В 1931-32гг изг. 28 шт. Д-8 и 34 шт. его немного усовершенствованного варианта Д-12.
Боевая масса 1580 кг; 4х2; 40 л.с.; 1 7,62-мм пулемет ДТ; 85 км/ч; броня 6 мм; экипаж 2 чел.
Опыт эксплуатации "дыренковских" машин показал их низкие ТТХ, и стало ясно, что будущее за броневиками с вращающейся башней:
2. ФАИ ("Форд-А Ижорский") - легкий бронеавтомобиль на шасси Форд-А. В 1933-35гг изг. 676 шт.
Боевая масса 1750 кг; 4х2; 40 л.с.; 1 7,62-мм пулемет ДТ; 80 км/ч; броня 4-6 мм; экипаж 2-3 чел.
3. БА-10 - самый массовый советский средний (пушечный) бронеавтомобиль. На модифицированном шасси ГАЗ-ААА (6х4). В 1938-41гг выпущено около 3400 ед.
Боевая масса 5,1 т; 6х4; 50 л.с.; 1 45-мм пушка, 2 7,62-мм пулемета ДТ; 52 км/ч; броня 6-10 мм; экипаж 4 чел.
Переходим к автотехнике:
4. ГАЗ-ААА - трехосная (6х4) версия "полуторки" ГАЗ-АА. Часто использовались как основа для спецмашин. В 1935-43гг изготовлено около 34 000 шт. Масса 2500 кг, 40/50 л.с., г/п 2000 кг.
5. ГАЗ-05-193 - штабной автобус на шасси ГАЗ-ААА. В 1936-41гг выпущено 194 ед.
6. ГАЗ-АА - хлебный фургон. "Полуторка" - самый массовый автомобиль в предвоенном СССР (выпускался с 1932г) . Только в РККА на 1941г числилось более 150 000 шт. Г/п 1.5 т; 4х2; 40 (позднее 50) л.с.
7. ЗиС-6 - трехосная (6х4) версия знаменитого "Захара" ЗиС-5, второго по массовости грузовика РККА тех лет.. Выпускался с 1933 по 1941г, изготовлено 21239 шт. Шасси ЗиС-6 широко использовалось как основа для различных спецмашин, в т.ч. "Катюш" М-13-16 и М-8-24. Масса 4230 кг, 73 л.с., 55 км/ч, г/п 4000 кг.
8. ГАЗ-А - первый советский массовый легковой автомобиль, на основе Форд-А. В 1932-36 гг выпущено 41917 шт. Масса 1080 кг; 4х2; 40 л.с.; 80 км/ч; г/п 400 кг.
9. ГАЗ-М415 - пикап на основе ГАЗ-М1 ("Эмки"). В 1939-41гг выпущено 5383 ед. Использовались в т.ч. и в РККА. Масса 1400 кг; 4х2; 52 л.с.; 80 км/ч; г/п 400 кг.
Дальше переходим к немецкой технике:
10. Eincheitsdiesel Magirus 1938. "Единый дизельный" - унифицированный армейский полноприводный грузовик. Получился очень совершенным технически, но чрезмерно сложным и дорогим для массовой армейской машины. Всего с 1937 по 1940 годы несколькими фирмами произведено, по разным данным, от 11780 до 14300 ед. Einheits-Diesel, в т.ч. около 700 фирмой Magirus.
11. Horch 830R - командирский легковой а/м. В 1934-37гг выпущено 4536 ед. (включая варианты для связистов и радийного фургона). Масса 1820 кг; 4х2; 70 л.с.; 110 км/ч; прицеп 500 кг.
12. Зенитный прицеп If.5 MG Wagen 36 - зенитная турель Zwillingsockel 36 с двумя пулеметами MG-34 на гужевой повозке.
Вопреки мифу о тотальной моторизации Вермахта, основным транспортным средством германской армии всю войну оставалась гужевая повозка. Здесь, в центре зала, представлены некоторые образцы:
--
Адрес: Москва, ул.Рогожский вал, 9, стр.2 (м. Римская/Площадь Ильича; D2 "Москва-Товарная").
По субботам в 12.00 (уточняйте на сайте) происходит динамический показ - один из экспонатов заводят и он совершает короткую поездку по залам или по двору. Посетителей (скорее детей) тоже могут прокатить при этом.