Обучение «на права», так в советское время назывался курс подготовки водителей, мне посчастливилось пройти в техникуме. Процесс занял один учебный год. Сюда входили теория и вождение. Удалось научиться водить ГАЗ-51 и ГАЗ-53.
После получения «прав» уговорил соседа научить управлять ЗИЛом «три пятёрки» так в народе называли эту машину. Сосед работал на этом автомобилем более пяти лет и знал его особенности. Почему он согласился на мою авантюру для меня до сих пор загадка. Но что было, то было.
Сосед работал в строительной организации, называемой межрайонной (МСО). Такие организации выполняли строительство различных сельхоз объектов: производственных зданий, жилых домов, школ и других. Союзная сеть подобных организаций, кроме строительства, обеспечивала колхозы и совхозы стройматериалами, техникой и удобрениями, что сейчас называется логистика.
ЗИЛ-555 выпускали в подмосковных Мытищах с 64-го года свыше 30-ти лет. Основой служило шасси 130-й серии, модификация Д с базой 3,3 м. Такие машины назывались строительными самосвалами. Они имели стальную платформу с козырьком для защиты кабины. Кузов с задней разгрузкой в сечении напоминал половинку эллипса.
Форма кузова позволяла успешно разгружать сыпучие, в виде песка, земли, щебеня, и текучие (раствор, бетон) грузы. Самосвал вёз 4,5 тонны. В некоторых автохозяйствах к тягачу приспосабливали самодельный прицеп. Это позволяло повысить производительность автопоезда, что являлось актуальным трендом того времени.
Мой рабочий день начинался с подготовки машины, проведению ежедневного ТО. Мой наставник в это время получал путёвку, и мы отравлялись в рейс. В сельской местности инспектора ГАИ можно встретить только в райцентре, где был за рулём наставник. Остальные дороги района были моими.
Каждый из 12 дней, проведенных мною за рулём ЗИЛа, были для меня событием, которые спустя много лет вспоминаю с благодарностью к человеку, который научил меня водить ЗИЛ. Здесь расскажу о трёх из них.
Нам нужно было возить удобрения с районного склада, куда они прибывали по железной дороге, в колхоз за 40 километров. Погрузчик на базе трактора ДТ-54 грузил до выравнивания рессор. На широкой грунтовой дороге, которую называли грейдер, по названию машины периодически её выравнивающей, автомобиль оставлял клубы пыли.
Скорость под 80-т, за рулём стажёр, встречная, поднимая клубы пыли, проносится мимо с такой же скоростью. Видимости никакой. Слегка рассеивается пыль – мы взлетаем. Вижу только небо. С грохотом приземляемся, останавливаемся, изучаем «потери». Поломок нет, но стяжной болт левой передней рессоры застрял между коренным и подкоренным листами.
Съезжаем в поле. Подручными средствами пытаемся поднять домкратом раму для установки болта на место – безуспешно. Отворачиваем, освобождаем и устанавливаем болт на штатное место за час. После разгрузки изучаем место взлёта. Грейдер (трактор) оставил на поверхности дороги плавный валик высотой 40 см и около метра шириной, видимо поднял в этом месте лопату.
Второй случай, характеризует размеры кабины 130-го. Её объём, панорамное стекло без перегородки, отдельное водительское сиденье с регулировками и диван для двоих пассажиров удивили меня с самого начала. Это не 51-й и даже не 53-й газон. Простор, удобство, обзорность несравнимы.
Возвращаемся из рейса. Встречный светом предупреждает о наличии впереди поста ГАИ, мы уже видим инспектора. Наставник говорит, что впервые встречает в этом месте инспекцию и предлагает смениться на ходу. Машину пускаю в накат, удерживаю руль, слежу за дорогой и пячусь задом вправо.
Наставник в это время пересаживается на освобождённое водительское место и принимает управление. Подъезжаем к инспектору без нарушений. Автомобиль ГАИ, как обычно, в кустах, там сидит офицер, а сержант – на трассе. Проверку прошли успешно и продолжили путь.
Случай три связан с перегревом бензонасоса при жаркой погоде. Двигатель начинает работать с перебоями и глохнет. «Лечили болезнь» остановкой и охлаждением с открытым капотом, но это потеря времени. Эффективный способ – мокрая тряпка на насосе в жаркий день. Она охлаждает постоянно до высыхания, потом опять нужно полить водички.
Несмотря на приключения, происходившие при освоении и последующей работе на ЗИЛ-555, у меня о нём сложилось приятное впечатление. Ремонтопригодный, выносливый и неприхотливый грузовик, выполняющий перевозки грузов в СССР в течение нескольких десятилетий и сейчас можно встретить на дорогах.
Возможно Вам может быть интересно:
Советский вездеход со знаком качества, 5 причин его признания лучшим в своём классе и один фатальный изъян
Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод
Одна из последних Волг. 5 причин, помешавших ГАЗ-3105 стать серийной
#авто