В чем проявляется христианский дух терпения? Почему его просит в молитве святой Ефрем Сирин?
Христианский дух терпения – добродетельный дух для человека, имеющий большую ценность. Терпение в христианстве – это не враждебное стискивание зубов, когда тебе плохо, но надо терпеть потому что другого не дано (или не видишь). Но иначе. Парадоксально и спасительно.
Святитель Игнатий так говорит о духе терпения:
«Питаясь святою пищей смирения, можно пребывать в святом дому терпения. ..
Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения? – Запасись пищею, необходимою для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные» (Святитель Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты Т1. Гл 34)
Святитель далее объясняет глубже:
"Вид смирения, приуготовляющий к терпению скорбей… и способствующий к благодушному терпению скорбей, святыми Отцами назван «самоукорением» (там же).
Таким образом, основу терпения составляют смирение и самоукорение (а не гнев). Если наступают тяжелые испытания и искушения (а кому их удавалось избежать?), то не со злостью терпишь их и не с гневом, а ищешь причины в своей падшей, ветхой природе и в общечеловеческой греховной. Не оправдывая, а самоукоряя себя в этом. Парадоксально, но это оказывается спасительным..
Эта традиция идет с ранних веков христианства и той эпохи, когда жил святой Ефрем.
Почему о терпении просит святой Ефрем Сирин?
Святой Ефрем замечает, что жизнь полна скорбей и испытаний. При этом:
«Всякая душа, желающая благоугодить Богу, прежде всего да сохраняет мужественное терпение и упование; в этом случае сможет она противостоять всякому восстанию лукавого и скорби» (Преп. Ефрем Сирин «Творения», труд 49).
Св. Ефрем Сирин опытно утверждает, что Бог в этом случае не дает душе, уповающей на Бога и терпеливо переносящей скорби, пасть в отчаяние. Но, напротив дает силы и радость в одолении скорбей.
Поэтому, зная это, в великопостной молитве святой Ефрем просит: «Дух терпения даруй мне, Господи».
Раз за разом скорби и трудности будут проходиться легко и просто, когда их проходишь так: терпеливо, с упованием, без злобы, с Богом. Лучше пройти их с Богом (Бог воздаст терпеливому добром за терпение), чем убежать от них самому или гневаться на них.
Если хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.