Современные российские собиратели фарфора (такие, как я), занимающиеся поисками интересных предметов и сервизов по интернет-барахолкам (а по сути - ширпотреба), знакомы с творчеством Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967) прежде всего по послевоенной росписи "Красная смородина" на форме "Весенняя". Есть такой сервиз и у меня.
Вот ещё пара росписей от Александры Васильевны на форме "Бутон". Полюбившаяся взрослым "Кизил" и роспись для детей "Птички" ("Птицы на шиповнике"). Смотрим в следующей галерее ниже...
Абрисом, быстро, буквально в несколько предложений о судьбе А.В. Щекатихиной-Потоцкой я упомянул в статье (см. здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/liubimyi-lfz-forma-vesenniaia-61adc1002801bc3f7615586c), посвящённой сервизам ЛФЗ (ИФЗ) на форме "Весна". Ну а сейчас совершенно неожиданно у меня появилось время рассказать о творчестве этого мастера поподробнее.
Итак. В отличие от собирателей фарфора внутри страны, почитателям Искусства XX-го века всего мира А.В. Щекатихина-Потоцкая известна прежде всего как яркий представитель РУССКОГО АВАНГАРДА 1910-х -1920-х годов. Особый интерес представляет посуда ГФЗ (будущий ЛФЗ, сейчас ИФЗ), расписанная ею в стиле РУССКОГО АВАНГАРДА, а также роспись по посуде, сделанная во время пребывания в Египте, а затем - во Франции. Это экспонаты музейной ценности, часто выставляемые на самых известных мировых аукционных площадках, и продающиеся по ценам, иногда превышающим цены картин самых знаменитых ("раскрученных") художников прошлого. Распространённое название -с лёгкой руки западных акционистов 1970-х - 1980-х годов - для такого рода посуды: СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР, - хотя это, по сути, картины РУССКОГО АВАНГАРДА, выполненные на глазурованном фарфоре (в основном - на тарелках, но не только), как на холсте. Самым известным художником по фарфору в подобном стиле является С.В. Чехонин (но сейчас речь не о нём, поэтому убедительно прошу в комментариях знатокам о Чехонине не писать, и фото с его работами не "бросать" - т.е. соблюдать определённую "информационную гигиену"; заранее благодарю всех адекватных читателей). Перед тем, как вы, уважаемые читатели, перейдёте к просмотру галереи, - буквально несколько слов: Александра Васильевна приехала в Санктъ-Петербургъ шестнадцатилетней девочкой, сразу примкнула к "мирискуссникам", поступила в Школу поощрения художников (её учителями были Н.К.Рерих и И.Я. Билибин), выехала в Париж - повышать образование, вышла замуж (так к фамилии Щекатихина появился "довесок" Потоцкая), родила сына, быстро овдовела. К великому счастью и для неё, и для всех ценителей искусства, в 1918-м году её пригласили работать на Государственный фарфоровый завод. Не сразу, друзья, далеко не сразу приходит вполне заслуженная слава к творческим людям! - но теперь ясно, что с именно с этого момента родилась Легенда Мирового фарфора.
Как видим, для РУССКОГО АВАНГАРДА характерно отражение сиюминутности бытия, практически репортажность повествования, яркость красок, гротескность форм, высвечивание черт эпохи, вплетение в рисунок актуальных для времени лозунгов, модных шрифтов (в основном, газетных), и распределение фигур по всему полотну (в данном случае полотном является фарфор) в коллажном виде. Это сугубо моё видение стиля. Кто не согласен, отправляйтесь в Википедию - там вам раскроют тему с глубоко "научной" точки зрения.
В 1923-м году Иван Яковлевич Билибин спонтанно (на личной жизни не останавливаюсь, просто данное событие спровоцировало переезд) позвал Александру Васильевну замуж, и она отправилась (с ребёнком) к будущему мужу в Каир, где и продолжила работать в той же технике, но с новым колоритом... Смотрим...
Несколько лет они живут в Каире, расписанные в авангардной технике тарелочки хорошо покупаются обеспеченными (в основном) американскими туристами, затем семья выезжает в Париж... Смотрим...
Известно, что в конце 1920-х сначала в США, а затем и в Европе разгорается мировой экономический кризис. Творческим людям (даже самым известным) в Европе становится некомфортно жить. В 1936-м году семья возвращается в СССР. Александра Васильевна поступает на работу в (теперь уже) ЛФЗ рядовым художником.
И эта тарелка - точно тех лет!
Летом 1941-го года, когда враг подступал к Ленинграду, Ивану Яковлевичу Билибину вместе с семьёй предложили эвакуироваться. Он отказался. И разделил участь сотен тысяч ленинградцев, умерших от голода в первую, самую тяжёлую блокадную зиму 1941-1942-го годов (в феврале 1942-го). Александру Васильевну, которая к тому времени ослабла, заболела воспалением лёгких и практически не вставала, спасли чудом. Этот абзац - как укор (я сдерживаю себя, поэтому выражаюсь подчёркнуто деликатно!) тем нелюдям в человечьем обличье, что в 2016-м посмели установить памятную доску одному из главных палачей Ленинграда - финскому нацисту Маннергейму, который совместно со своим австрийско-немецким дружком организовал блокаду многомиллионного города, а теперь делают вид, что "ничего не произошло", и рядятся в тогу главных патриотов России...
Вот таким произведением встретила А.В. Щекатихина-Потоцкая Победу СССР в Великой Отечественной войне (единственное в данной статье фото произведения, выполненное не на фарфоре)...
Вот таковыми были послевоенные вазы в её исполнении...
В 1953 Александра Васильевна вышла на пенсию, но сотрудничала с заводом ещё год. Прожила ещё 14 лет, но уже при жизни стала "живой легендой" Советского фарфора, о ней писали книги...
Следующая галерея как бы суммирует, итожит (конечно, в слабой степени) творческий путь мастера.
Ну и напоследок - некоторые фотографии и автопортреты Александры Васильевны разных лет, которые Вы пока не можете видеть в Википедии...
Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.