Найти в Дзене
море и пароходы

Работа в море. Вопросы и ответы. Часть 2

Новый цикл - "Ответы на вопросы"

Продолжение. Начало - здесь.

Надеюсь, я не сильно запугал читателей первой частью? Но это надо, самого себя спросить, и самому себе ответить, что бы потом не клясть этого писаку с Дзена - иди в моря, говорил он, там один сплошной курорт с морским воздухом и каюты на солнечной стороне дают, с видом на море. А тут вон оно чего....

На грузовой палубе танкера SAKHALIN ISLAND. фото из моего архива.
На грузовой палубе танкера SAKHALIN ISLAND. фото из моего архива.

Итак, на вопросы самому себе получены ответы. Решено - надо идти в моря. Но ни в одной компании, ни в одной конторе с вами даже разговаривать не станут, когда узнают, что у вас совсем отсутствуют морские документы. Сразу развернут и направят штевнем на выход. У каждого соискателя морской вакансии должен быть необходимый пакет документов. У рядовых этот пакет потоньше, у командиров - потолще. Вот где берут эти документы, ниже.

1. Морское образование и документы.

Давайте исходить из того, что человек, который решил устроится на работу в море, уже в возрасте, ну, скажем 25 лет, или старше. Уже нет смысла поступать в морское училище на очное отделение. В училище вы можете учиться и заочно, если поймёте, что в море вам удобно и комфортно, и даже можно продвинуться по карьерному трапу наверх, имея в руках диплом об окончании учебного заведения.

Экипаж делится на две группы - командный состав и рядовые. Сейчас вместо понятия "комсостав" чаще всего используют слово "офицер". К комсоставу относятся - капитан, все помощники капитана (штурманы), старший механик, все остальные механики, электромеханик. Если на судне каким-то образом сохранились радиоспециалисты, они тоже комсостав. То же самое относится к освобождённой должности судового врача. Не совмещёнка, буфетчик-фельдшер, а именно человек на должности врача с указанием об этом в судовой роли. Боцман и донкерман, это младший комсостав, уровень, так сказать, старшин.

К рядовым относятся все матросы, вахтенные и палубная команда (если есть), мотористы, вахтенные и рабочая команда. Обслуживающий персонал - повар, буфетчик, дневальный. Я специально называю их по ещё советской терминологии, придёт время, обзову так, как обзывают их сейчас. И, да, на торговом флоте нет кока, есть повар. Кто не верит, посмотрите Устав службы на морских судах РФ.

Курсы по подготовке рядового состава есть в каждом портовом городе. При высшем или среднем морском училище. В морском техникуме, если есть такой. Отдельно существующие курсы тоже есть. Срок обучения в каждом учреждении свой, но не сильно отличается от подобных. И обучение, увы, платное.

Если вы иногородний, а ближайший портовый город в тысячах километров от вас, это не беда. С современными технологиями, с интернетом, вы быстро найдёте всё, что вас интересует в выбранном вами городе.

Вот, пара кликов мышкой по Владивостоку:

Скриншот  объявления. Для примера!!!!
Скриншот объявления. Для примера!!!!

Каких-то особенных знаний на этих курсах вам не дадут, но даже того, что преподают на курсах, уже хватит, чтобы хоть немного ориентироваться в будущем на борту судна. Теорию. Практику вы постигнете уже непосредственно на борту.

Выбор специальности тоже целиком на вас. Матрос или моторист. Но следует иметь в виду, что мотористы, это тоже вымирающие особи. Устроиться мотористом несколько сложнее, чем матросом. Но очень и очень помогут в трудоустройстве ваши дополнительные умения (очень желательно, чтобы эти умения были подкреплены документами) - например, электрогазосварщик, или токарь. Сварщики и токари имеют значительные преференции при трудоустройстве.

Отдельно повар. Хороший повар всегда в цене. Но ему тоже нужны морские документы, поэтому искать курсы по своему направлению.

Поэтому движения такие - ищем курсы, связываемся с ними, выясняем стоимость и сроки обучения, возможность проживания, и... едем учиться. Но не хватайтесь за первое же попавшееся предложение. Предлагают они всё красиво. Почитайте отзывы, сходит на форумы моряков, там поинтересуйтесь своим будущим учебным заведением. Взвешенно подходите к выбору. Один совет - выбирайте такие курсы, которые проходят при профильных учебных заведениях - училищах или колледжах. Там и база сильнее, и преподаватели опытнее. И в получении документов там все проходит чище и глаже. Не выбирайте такие, где учат и на бухгалтера-визажиста, а в соседнем кабинете на матроса-бульдозериста. Впрочем, решать вам.

Набор документов моряка. Не мои. фото из открытых источников. Только просто для примера.
Набор документов моряка. Не мои. фото из открытых источников. Только просто для примера.

Чего не следует делать категорически - по моему скромному мнению.

Не следует покупать документы. Вот реально, сколько человек уже попадалось в эту ловушку. Вам пообещают, что и проведут эти документы по всем базам, и что всё там у них ловко устроено. А когда доходит до дела, пшик, и готово - ваши документы - красиво отпечатанные бумажки. Это уже потом, когда будет какой-то опыт, тогда и можно будет пошуршать в стороне - но лучше воздержаться, и сделать всё по закону.

Сядьте за парту, отучитесь. Ничего в этом зазорного - сесть за парту - нет. Даже в возрасте. Рядом с вами будут сидеть такие же, как и вы. Три-четыре месяца эти не будут выкинуты из жизни, они как раз пойдут в пользу. И там уже вам обстоятельно растолкуют какие "фантики" вам понадобятся, как и где их получают. И, в некоторых случаях, некоторые преподаватели могут устроить протекцию при дальнейшем трудоустройстве.

Вот примерно так обстоят дела с обучением и получением необходимых документов. Более подробно писать об бессмысленно, всю последнюю информацию о состоянии дел, и, что вам нужно, донесут в учебном заведении.

И переходим к следующей главе. Тоже немаловажной.

2. Здоровье.

Море любит сильных. А сильные любят выпить должны быть здоровыми.

Если вы решите связать свою жизнь с работой в море, то медицинская комиссия, это тоже ваше будущее. Ежегодная медкомиссия обязательна для всех моряков. В принципе, она не сильно отличается от профосмотров на каком-либо заводе, врачи практически те же самые. Тот же самый набор - офтальмолог, ЛОР, хирург, дерматолог... Анализов побольше будет, конечно. УЗИ и ЭКГ. Но досматривать вас будут всё таки немного тщательнее, чем береговых.

Много народу засыпается на стоматологе. Поэтому, зубки надо содержать в порядке, в море с дантистами плохо.

Пока молодой, к медкомиссии относишься как к досадной помехе на пути к пароходу. Со временем и возрастом приходит понимание, что всё это, в общем то, правильно и нужно. Некоторые болячки никак не проявляют себя в начальной стадии, и выявить эту болячку можно как раз на такой комиссии. Живой пример - я сам.

Спрашивали, с какими хроническими заболеваниями нельзя работать в море. Отвечу честно - перечень заболеваний мне неизвестен. Но по некоторым позициям сказать могу.

Не следует даже думать о море с заболеваниями дыхательных путей - астма, ХОБЛ - завернут сразу. А вот с остальными, там всё на усмотрение председателя комиссии, который и дают заключение, годен ты, или нет для работы в море. Можно уточнить заранее по вашей болячке. если она есть. Ходят в море и сердечники, и язвенники, и почечные... говорю же, это надо всё уточнять.

Любая болезнь в море, любой очень печальный случай в море, на борту, это всё страховые случаи. И страховые компании очень не любят этого, по каждому случаю идут разбирательства, поднимают результаты медкомиссии... та ещё тягомотина.

Следует также помнить, что если у вас есть хронь, обострение может произойти далеко в море, и вам никак не смогут помочь. У берегов могут вызвать вертолёт, или даже срочно зайти в ближайший порт, но в середине Тихого океана, например, не помогут.

Поэтому, здесь тоже надо самому себе ответить на вопрос - стоит оно того?

И снова совет - не покупайте медкомиссию! Пройдите её честно. Приличные компании выбирают приличные медцентры для прохождения медкомиссии. И, чтобы там не говорили, врачи выполняют свою работу хорошо. Иногда, даже слишком хорошо. У нас даже гуляла шуточка, что космонавты в нашем медцентре комиссию бы не прошли. но тем не менее, с хронью в море выпускали.

-4

Часть 2

Продолжение следует....