Найти тему
Олег Подузов

23. Советские гоночные мотоциклы: Иж - Ш11.

В 1969 году Ижевский мотозавод начинает выпуск модели Ш 11. Этот мотоцикл оставил заметный след в отечественном мотоспорте и послужил основой для последующих моделей - Ш 12 и 6.217.

Необходимость такого мотоцикла давно назрела - спортсменам был нужен мотоцикл, выпускающийся пусть не массово, но хотя бы мелкосерийно. Серпуховский завод к началу семидесятых отошел от мотоспорта, а другие производители не проявляли интереса к производству гоночных мотоциклов.

Ш 11 представлял собой почти полностью оригинальную конструкцию, с серийными ИЖами его роднил только картер двигателя, коленвалы, и некоторые детали КПП, а так же мелкие детали, вроде рычагов на руле, цепи и тросиков. Рама, колеса, тормозные механизмы, весь обвес были изготовлены именно для Ш 11 и были оригинальны. Нижние стаканы передней вилки были укорочены на 40 мм, уменьшен ее ход. Задние амортизаторы так же были изменены для гоночного использования. Цилиндры и головки, хоть и имели схожую с  деталями Юпитера 2 конструкцию, но сильно отличались. Были изменены числа передаточных отношений в КПП. Зажигание оставалось кулачковым, но работало от аккумулятора, генератор был исключен из конструкции.

Иллюстрация из журнала "За рулем" за июль 1970 года.
Иллюстрация из журнала "За рулем" за июль 1970 года.
-2

Мощность двигателя, благодаря применению других фаз газораспределения, головок с повышенной степенью сжатия, других поршней и резонаторов, составляла 35 л.с. , тогда как у Юпитера 2 было 26, но представители завода утверждали, что поднять ее можно до 45 или даже до 50 л.с. На поздних ИЖ - Ш 11 основой для двигателя стал Юпитер 3.

На фотографиях предсерийный прототип ИЖ - Ш 11.

-3

Колеса на 19 дюймов, тормозные барабаны диаметром 200 мм. Двухкулачковые тормозные механизмы, тросики тормозов усиленные.

-4

Выхлопная система состояла только из резонаторов, глушителей завод не предусмотрел. Однако гонщики в рамках правил, конечно, вносили изменения.

-5

ИЖ Ш 11 дал возможность заниматься мотоспортом более широким кругам населения. Лучшие гонщики страны, такие, как Лембит Теесалу, выступали на Ш 11.

-6

Лембит Теесалу на ИЖ - Ш 11. Мотоцикл доработан производственным объединением по выпуску спортивной техники "Вихур" ЦК ДОСААФ СССР в г. Таллине, из того, что можно увидеть на фото - имеет другой обтекатель, бак и хвост.

-7
Гонщик IVARS BLUMFELDS, 1978 год.
Гонщик IVARS BLUMFELDS, 1978 год.

Выпускался ИЖ - Ш 11 до 1974 года, после чего его производство было прекращено и ему на смену пришел ИЖ - Ш 12. Сейчас ИЖ - Ш 11 является очень редким мотоциклом, но его можно увидеть в музеях и частных коллекциях России и за ее пределами.

ИЖ - Ш 11, продавался на E Bay в 2013 году, дальнейшая судьба неизвестна.
ИЖ - Ш 11, продавался на E Bay в 2013 году, дальнейшая судьба неизвестна.
ИЖ - Ш 11 из Mootorispordi Muuseum, Эстония.
ИЖ - Ш 11 из Mootorispordi Muuseum, Эстония.
Еще один ИЖ - Ш 11 из Эстонии.
Еще один ИЖ - Ш 11 из Эстонии.
Новый, не использовавшийся Ш11 из Латвии.
Новый, не использовавшийся Ш11 из Латвии.
Иж - Ш11 нашего друга Эдгарса из Риги.
Иж - Ш11 нашего друга Эдгарса из Риги.
Ш11 из коллекции музея УГМК в Верхней Пышме.
Ш11 из коллекции музея УГМК в Верхней Пышме.

О дальнейшем развитии ижевских гоночных мотоциклов, модели ИЖ - Ш 12 читайте в следующих публикациях.