Рассказы сейчас не пишутся, естественно. Целый день слежу за новостями, а попутно вспомнила историю.
Шесть лет после развода выживала самостоятельно. С двумя дочерьми на тощей шее и мамой-пенсионеркой. Всё бы ничего, но события происходили в самом начале "благословенных" 90-х. Бывший помахал ручкой в январе 91-го.
А незадолго до этого ввели талоны на основные продукты питания. Народ обрадовался, потому что в магазинах красовались пустые полки. Сейчас точно не вспомню, но на каждого человека выделили определённое количество муки, сахара, крупы, масла и яиц. Отпала необходимость хотя бы за этим рыскать по городу.
Сначала было хорошо. Пришёл в магазин, предъявил талоны, получил продукты на месяц. Дальше экономили, растягивали, но это другой вопрос.
Со временем оказалось, что и по талонам ничего добыть невозможно. Я носилась по городу, высунув язык, чтобы хоть где-то нарваться на тот же сахар. Талоны просто пропадали.
Наступил ноябрь. Зарплату платили периодически. Сейчас не представляю, каким образом вообще выжили. Правда, человек - существо живучее.
И вдруг в один прекрасный понедельник на работу примчалась коллега с волшебным известием - в Одессе продают абсолютно всё. Свободно и без талонов. Узнала от знакомых и съездили с мужем на выходные. Натащили крупы, муки, сахара - сказка.
Я загорелась идеей, но не выплачивали зарплату. Когда чудо свершилось, даже выходных ждать не стала, взяла отгул. А ехать с кем? Не с дочерьми, в самом деле. Старшей было почти 12, младшей - девять с копейками. Бегом позвонила сестре, у которой имелся муж и четверо детей. Причём, первые двое - чуть взрослее моих и второй - мальчик.
Размечталась, что сейчас все скопом поедем - сестра, муж, старшие дети.
В ответ услышала, что денег нет. Не важно, предложила свои, потом разберёмся. И до этого (анекдот) постоянно им помогала, потому что взрослые сидели на попе ровно.
Ан нет, опять загвоздка - поезд на Одессу шёл в 6 утра. Им трудно в столь раннее время глаза продрать. И вообще. Причём, от них до вокзала ближе, чем от нас. Хорошо, пусть кто-то из старших племянников с вечера к нам подъедет, всё лишние руки будут. Нет-нет, дети никак не смогут, куда детей посылать? Ах, мне придётся ехать с моими? Ну что же, вольному - воля. Своих они поберегут.
На первом троллейбусе я с дочерьми катилась на вокзал. Поезд штурмовали. Силы против мужиков и прочих желающих оказались неравны. Досталось нам одно место на скамье. Время в дороге - 3 часа.
Сначала сидели по очереди, потом народ уплотнился.
Прибыли в Одессу. Я собиралась показать дочерям город, порт, Потёмкинскую лестницу, Дерибасовскую. Они не хотели ничего. Не выспались, устали, скорее бы в магазины - и домой. Да ещё и холодно, ветер промозглый, ноябрь на дворе.
В то время у нас в Молдове ещё ходили российские рубли, а на Украине ввели купоны. Рубли у них пользовались необычайным спросом. Почему - сейчас не помню. Меняли прямо на вокзале, всю сумму я не рискнула.
Первый раз приобрела купоны без проблем. А на второй, когда выяснилось, что денег не хватило, меня попытались надуть. Странно, что сообразила, потому что была наивной и непуганой.
А в Одессе продавали всё! Мы пошли по ближайшей улице и оторопели. Прямо на прилавках снаружи, даже не в магазинах, громоздились невиданные богатства: крупы, мука, сахар, масло, яйца и чудо из чудес - кубики бульона и конфеты. Никаких ограничений, бери - не хочу.
Кружили мы вокруг вокзала и скупали всё, что видели.
С собой взяли рюкзак, сумку на кривых колёсиках и тряпичные кошёлки. Целлофановых пакетов ещё не существовало.
Когда потратили все деньги (на последние купили леденцы и кубики бульона), возник вопрос, каким образом богатство доволочь. По улицам двигались перебежками, дальше лежало неодолимое препятствие - вокзальная площадь. Почему неодолимое - под ней шёл длиннющий подземный переход.
Спускались по лестнице так: одна дочь стояла наверху, вторая - внизу. А я сновала между ними с бесценным грузом. Таким же макаром вскарабкались по лестнице наверх.
Все в мыле и с трясущимися конечностями ввалились в здание вокзала. У меня ещё теплилась мысль оставить трофеи в камере хранения, чтобы хоть немного погулять по городу. Дочери отказались наотрез. Аргумент младшей: в 6 вечера шёл первый на наших экранах мыльный сериал, уже и названия не помню. И вот это зрелище никак нельзя было пропустить.
В общем, втащили груз в помещение, где кассы. И с ужасом увидели, что поезд отправляется через 10 минут, а впереди - толпа за билетами. К счастью, оказалось, что не все собирались в Кишинёв. Правдами и неправдами прорвалась я вперёд и выбралась с заветными билетами.
Каким образом добежали до поезда - не представляю.
Буквально в последний момент втиснулись в двери, рухнули прямо в проходе возле туалета. Все места, разумеется, давно заняли. Так и ехали три часа, сидя на своих баулах.
От нашего вокзала к троллейбусу двигались испытанным способом - перебежками. Благо, что ехать предстояло с конечной остановки до конечной.
Штурмом взяли троллейбус и захватили сиденье сразу напротив средней двери. Устроились втроём, вокруг и на колени навалили рюкзак-сумки-кошёлки. Выдохнули - ура, почти дома! Всего-то час дороги остался.
В это время в троллейбус вошла старушка. Огляделась и прямиком засеменила к нам, а с краю сидела младшая дочь:
- Девочка, ну-ка уступи место!
Ага, бегом. Перед нашим носом развалились два здоровых мужика, но не их же поднимать, в самом деле. Вот именно девочку с кучей багажа вокруг и втроём на сиденье. Что я, собственно, и высказала, хотя ещё была вежливой, зубы отрастила позже. Старушка что-то вякнула о воспитании, но убралась.
И к шести часам вечера мы были дома. Успели к сериалу на радость младшей дочери.
Но самое главное - сварили настоящую пшеничную кашу! Большую кастрюлю! С маслом! От души положили! И ничего не делили по порциям! Полные тарелки нагребли. Каши! Пшеничной! Обыкновенной.
Смотрели тупой сериал под сытое урчание желудков.
И сами себе не верили, что находимся дома, из которого вышли ровно 12 часов назад. Рассчитывали вернуться поздно вечером и вдруг успели к шести.
Позже взвесили трофеи - почти 60 кг. Богатство! Крупа пшеничная с ячневой, рис, пшено, гречка! И сахар, и мука, и даже кубики бульона.
Пишу и сама сейчас не понимаю - как допёрли? Я весила 45 кг, дочерям было почти 12 лет и 9 с копейками. Тощие девчонки. Внуку на данный момент на год меньше, чем было младшей - 8 с копейками. Плотный упитанный парень. Рюкзак из школы несёт и охает.
А дальше началось интересное. Вдруг выяснилось, что семья сестры тоже хочет кушать. И четверо детей голодные. Так в чём проблема? Не захотели поехать со мной, пусть сами с мужем катятся, путь проторен. Тем более, что и дети у них старше моих. Нууу... они бедные...они не могут...не привыкли...и вообще.
Вот честно, ни крупинки бы не дала. Но маме было жалко внуков, которые ни в чём не виноваты. В очередной раз попросила помочь, потому что мы жили вместе и помогала мне по мере сил, а им нет. И треть наших трофеев откочевала к сестре.
Больше мы в Одессу не ездили. Худо-бедно, но продукты в магазинах появились.
А самые тяжёлые годы, начало 90-х, я прожила одна. Вышла замуж второй раз в 96-м, когда жизнь уже потихоньку налаживалась. И долго третировала благоверного - где раньше был?
Сейчас на пшеничную кашу лица кривые. Варили пару раз и зареклись, всё равно не доели. А я помню пищу богов - полные тарелки обыкновенной на воде пшеничной каши, в которой ещё и масло плавало. В "благословенном" 91-м.
Да, совсем забыла - у меня тогда сидел здоровенный камень в почке, постоянные приступы и нельзя было носить тяжести. Ничего, напилась таблеток заранее, поехала. Человек - существо живучее.
Убедительная просьба - прокрутите, пожалуйста, текст до рекламы! Спасибо, что дочитали!