Если слегка прищуриться, то автомобиль на фото можно принять за Volkswagen Käfer, он же Жук - самый массовый автомобиль в истории, сохранивший базовую конструкцию на протяжении всего производства. Но это чехословацкая Tatra T97 с подозрительно схожей конструкцией...
Компания Tatra - один из старейших автомобильных брендов в истории, из существующих старше только Daimler-Benz и Peugeot. Ещё с конца 19 века Tatra занимала заметную долю на рынке карет и железнодорожных вагонов. В период между Мировыми войнами, в начале 20 века, менеджмент процветающей компании позволил австрийскому инженеру Гансу Ледвинке экспериментировать с передовыми концепциями. Инженер сотрудничал с другим великим мастером Фердинандом Порше, который как-то сказал о Ледвинке: "Иногда я заглядывал через его плечо, а иногда он заглядывал через моё...". И такой невинный шпионаж однажды привел к большому скандалу!
Самая известная легковая модель бренда Tatra T87 (1936-1950) представляла собой престижный седан с весьма прогрессивной формой кузова и расположенным сзади V8 с воздушным охлаждением. Двигатель был достаточно мощный для своего времени (75 л.с.) и разгонял автомобиль с отличной аэродинамикой до приличных скоростей. При этом большой мотор, размещенный за задней осью, наделял Татру весьма специфичной управляемостью... Есть байка, что руководство Вермахта после нескольких трагических аварий запретило офицерам использовать трофейные T87 во время Второй мировой войны, хотя они их очень ценили за комфорт и динамику.
Но T87 был дорогим престижным автомобилем, поэтому для простых смертных была разработана модель T97. Общую компоновку сохранили, но двигатель использовался уже четырехцилиндровый, а отделка была скромнее. T97 базировался на той-же идее "народного" автомобиля, что и поддерживаемый Гитлером проект Фердинанда Порше - Volkswagen Жук. Инженерное сходство побудило Tatra обратиться в суд, но оккупация нацистами Чехословакии позволила игнорировать все претензии. Производство T97 едва превысило 500 машин.
После войны Tatra пыталась возобновить судебные разбирательства, но компенсацию за нарушение патентных прав немцы выплатили только в середине 1960-х, по разным данным от одного до трех миллионов немецких марок... Жук позволил создать одного из крупнейших мировых автопроизводителей, а Tatra T97 испарилась в разоренной Чехословакии. Вот судьба!
А Ледвинка, кстати как и Порше, за сотрудничество с нацистами после войны отсидел.
Сергей Клюшниченко
Фото Hagerty и Volkswagen