Найти в Дзене
Hyundai XTeer

Не подмажешь – не поедешь? Как отличить правдивый отзыв о моторном масле от «заказухи». ЧАСТЬ 1

Оглавление

Что делает большинство интернет-пользователей, прежде чем купить какой-либо товар? Совершенно верно – ищет отзывы о нём в интернете, чтобы составить, как многие думают, объективное представление о качестве продукта. По статистике, собранной аналитиками РБК осенью 2021 года, так делают 70% покупателей, причем 91% из них на основе прочитанного могут и отказаться от покупки.

С другой стороны, ни для кого не секрет, что далеко не все отзывы в интернете пишут реальные покупатели. По некоторым данным, каждое третье «живое мнение» – не что иное как творчество нанятых копирайтеров, которые часто и сами товары в руках не держали. Иными словами, среди правды, ради которой отзывы и читают, немало и откровенной лжи. И хорошо, если она неприкрытая – её легко вычислить и в расчёт не принимать. Но фальшивки часто бывают весьма искусными, и тут уж немудрено поверить тому, чему верить не стоит.

На примере моторных масел рассказываем, где нужно искать правдивые отзывы о товарах и как их отличать от поддельных.

Фото: Elot.ru
Фото: Elot.ru

Официальные сайты брендов

Будем честны: трудно вообразить мотивы производителя или импортёра товара, который бы в здравом уме разместил на своем сайте хотя бы один негативный отзыв от потребителя. Поэтому, пожалуй, искать отзывы об интересующих товарах в интернет-представительствах торговых марок стоит только в том случае, если отрицательные мнения, в целом, не интересуют, и основная цель – узнать побольше о преимуществах продукта, о производителе, правильно подобрать товар под себя и, в целом, убедиться, что бренд существует на рынке официально.

А вот на «раскопки» возможного негатива лучше отправляться на открытые интернет-площадки: сайты-отзовики, социальные сети, форумы и маркетплейсы. Но и там не помешает вооружиться специальной оптикой, помогающей распознавать среди «чистых монет» сфабрикованные фальшивки.

Сайты-отзовики

Когда мы вводим в поисковик запрос типа «моторное масло Hyundai отзывы», то на первых строках выдачи видим ссылки на сайты типа Otzovik.com, IRecommend.ru и тому подобные. Все эти ресурсы, коих в сети огромное количество, были придуманы и существуют как раз для того, чтобы покупатели товаров и услуг оставляли на них свои отзывы, а другие покупатели их читали. Казалось бы: вот они, места, где можно узнать всю правду-матку! Однако с выводами торопиться не стоит.

Дело в том, что если бы свои мнения на подобных сайтах оставляли только настоящие покупатели и исключительно по велению души, то порядка трёх четвертей отзывов там были бы негативными. Элементарная психология: потребители намного охотнее делятся неудачным опытом, нежели позитивным. Во-первых, это способ сбросить негатив. Во-вторых, идя на подобные открытые площадки с жалобой на качество товара или сервиса, покупатели испытывают надежду на то, что перед ними хотя бы извинятся. Иными словами, у авторов негативных отзывов есть очевидные мотивы их писать. И напротив, когда товар или услуга полностью удовлетворили, основной массе покупателей делиться радостью уже недосуг. Потому что получать хорошее качество за свои деньги – это нормально, в порядке вещей. И рвения писать словесные «простыни» и делать фотоотчёты у довольного потребителя чаще всего нет.

В то же время, если ввести на том же Otzovik.com запрос на отзывы о моторных маслах какой-нибудь очень известной торговой марки, то можно встретить большое количество именно положительных отзывов: под иными товарами опубликованы десятки восторгов и похвал. Начинаешь читать, а там даже не отзывы, а целые обозрения, подкрепленные фотоотчетами! И конечно, сплошной позитив. Недостатки если и указываются, то какие-нибудь совсем уж незначительные, и даже не недостатки – а так, милые особенности.

Фото: News.myseldon.com
Фото: News.myseldon.com

Кто все это пишет? Тут может быть два ответа. Первый, он же и самый очевидный: над написанием этих отзывов-обзоров трудятся профессионалы, то есть копирайтеры. А так как труд последних сейчас ценится низко, позволить себе такую «роскошь» может абсолютно любой производитель с более-менее увесистым бюджетом на интернет-продвижение. Ну, а чтобы сфабрикованность мнений не слишком уж бросалась в глаза, маркетологи поступают хитрее: ищут в сети людей, готовых в действительности приобрести товар и оставить о нём подробный отзыв, но, естественно, не за спасибо, а за денежную компенсацию. В социальных сетях типа Facebook существуют даже специальные закрытые группы, в которых представители брендов «знакомятся» с будущими авторами подобных отзывов за пусть скромный, но бонус. Получается этакий народный копирайтинг: дёшево, сердито, но зато действенно.

А что же происходит с огромной массой негатива, которым, если по-правде, должен изобиловать каждый сайт-отзовик? А тут всё просто: основная масса негативных отзывов, часть которых пишутся недовольными покупателями, а часть — опять, же, нанятыми авторами с целью снизить рейтинг товаров фирм-конкурентов, удаляются. Этому способствуют как официальные жалобы представителей брендов на нежелательные публикации, так и неофициальные коммерческие взаимоотношения с администрациями ресурсов.

Отзывы от лидеров мнений

Компании побогаче могут себе позволить услуги людей отнюдь не простых – блогеров. Всего лишь один отзыв на товар у лидера мнений «среднего пошиба» – с аудиторией от 1000 до 100 000 подписчиков – способен увеличить продажи этого товара в несколько раз. По этой причине реклама в блогах сегодня считается едва ли не главным инструментом маркетологов, а её рынок оценивается в 10 миллиардов долларов США. И именно поэтому вряд ли можно говорить о какой-либо объективности отзывов на товары, выходящих из-под пера «инфлюэнсеров» (от англ. Influеnce – влияние). Это чистой воды рекламный бизнес – и ничего личного.

Конечно, есть блогеры, заявляющие, что не занимаются рекламой продукции, которая им лично не нравится. Однако не будем питать на этот счёт иллюзий: к сожалению, за приличные деньги даже очень хорошие люди часто идут на компромиссы с собственной совестью. С другой стороны, можно понять компании, которые готовы платить серьезные суммы за одно лишь упоминание своего товара в ленте у блогера с тысячами и сотнями тысяч подписчиков. Среди последних уж точно найдутся те, кто и поверит, и купит товар, даже если сам по себе он весьма посредственный.

Неужели нет в интернете таких мест, где бы отзывы на товары – хотя бы в общей массе — публиковались не за деньги? Хотим успокоить: такие места есть. Но об этом – во второй части статьи!

#моторное масло #реклама в интернете #отзывы #советы автомобилистам