Как развивался каршеринг в третьей столице России в прошлом году.
Привет, уважаемая публика!
Внимание: это не партнёрский материал!
Я всегда говорил, что каршеринг - одно из самых замечательных изобретений человечества в XXI веке.
Я люблю каршеринг и очень хочу, чтобы он развивался в России и за её пределами. И, конечно же, самое волнующее для меня - то, как обстоят дела с каршерингом в родной Казани.
Небольшая историческая справка
Первый сервис каршеринга появился в Казани в конце лета 2018 года. Это был "TeamCar", франшизу которого купила одна из местных прокатных компаний.
Машин было крайне мало, зона завершения парковки не покрывала даже 30% городской территории, да и оставлять автомобили на платных парковках было нельзя. Стоит ли говорить, что такой сервис долго не продержался, и закрылся весной 2019-го?
А в мае 2019-го в Казань пришёл "Яндекс Драйв", и вот это уже было серьёзно. Сначала Яндекс завёз машины двух классов: "На каждый день" и "Праздник". Причём, все машины по тарифу "На каждый день" были новыми. Затем в течение года добавил ещё Дженезисы (тариф "На каждый день+"), а также грузовички и несколько микроавтобусов.
Сервис развивался: появился тариф "Межгород" (поездки в Москву), а также новые возможности приложения (передача руля и т.д.).
На протяжении двух лет, (с мая 2019-го по апрель 2021-го), Яндекс, являясь монополистом в третьей столице, "снимал сливки" на рынке каршеринга. Конкуренции не было никакой.
"Делимобиль" пришёл
В конце апреля 21-го года в Казань зашёл "Делимобиль". И я бы даже сказал: не зашёл, а ворвался.
Делимобиль привёз к нам машины двух классов: эконом и бизнес. В первом были представлены Hyundai Solaris, VW Polo, KIA Rio X-Line и Nissan Qashqai. Во втором - BMW 320i xDrive.
Что интересно, Кашкаи были совсем новыми: 21-го года выпуска со смешными пробегами 2-4 тыс км.
KIA Rio X-Line - почти новыми: 2020 года выпуска с пробегами 10 тыс км +/-.
А вот все остальные модели - весьма старыми и уставшими, уже отработавшими своё в Москве...
За 8 месяцев 2021-го года Делимобиль из новичка превратился в Казани в лидера. Судите сами, за этот небольшой промежуток времени:
- расширили линейку тарифов: к "эконому" и "бизнесу" добавили "комфорт" и "грузовой",
- в разы увеличили начальный автопарк: сейчас по количеству машин Делимобиль в Казани - лидер,
- существенно расширили первоначальную зону завершения аренды, сейчас она гораздо шире, чем у Яндекса. Да, некоторые зоны сделали платными, но и у конкурента имеется такой же недостаток.
Не сочтите за рекламу, но именно Делимобиль оживил рынок каршеринга в Казани. Это, конечно, не говорит о том, что у этого сервиса нет проблем, к которым и предлагаю перейти.
Проблемы казанского каршеринга
Состояние автопарка оставляет желать лучшего!
Сейчас у обоих сервисов автопарк довольно уставший. У Яндекса большинство машин 2019 г.в., с пробегами 60-100 тыс. км., и далеко не всегда в них всё работает, как надо.
У Делимобиля машины 2018-2021 г.в., но по факту большинство - именно 2018 г.в. с пробегами 120 тыс км. и более. И они ещё более уставшие, чем у Яндекса.
Поголовно все VW Polo, Hyundai Solaris и BMW 320i у Делимобиля - это сильно потрепанные машины.
И даже если по кузову их привели в порядок, то по технике по любому что-нибудь где-нибудь глючит: не работают парктроники, камера заднего вида, не горит какая-нибудь фара, нормально не закрывается какая-нибудь дверь, пинается автомат и т.д. и т.п. Я сталкивался даже с такими вопиющими случаями, как поломка замка водительского ремня безопасности и неисправность привода ведущего колеса.
К сожалению, это удел всех региональных городов, (не исключая даже Петербурга). Новые машины поступают только в Москву, из которой старые машины операторы перемещают в регионы. Оно и понятно: самый высокий спрос на услуги каршеринга именно в столице. Лишь в момент старта того или иного сервиса регионы могут рассчитывать на новые автомобили.
Предложение в премиум-сегменте не успевает за спросом
Вторая проблема казанского каршеринга - это очень скудное предложение машин премиальных марок.
Да, у Яндекса в Казани есть Volvo XC60, Mercedes C и E, в также BMW 520i. Но Вольво и Мерседесов так мало, что когда они вам понадобятся, их либо вовсе не окажется на карте, либо они будут так далеко, что весь смысл их брать пропадает. А вот БМВ в Казани и вовсе не поймать.
Да, у Делимобиля есть BMW 320i xDrive. Но, во-первых, ни одной исправной БМВ мне пока не попадалось. Во-вторых, им всем уже по 3-4 года, и пробеги уже не позволяют почувствовать кайф от премиальной машины. Ну и наконец, это всего лишь "троечка", хоть и полноприводная.
При этом нужно понимать, что Казань - совсем не бедный город, (хотя официальная средняя зарплата по сравнению с соседями у нас низкая), и спрос на премиальные модели в каршеринге есть, и он немаленький и стабильный. Но, видимо, Москва пока способна "переваривать" такое количество машин, что на регионы их уже не остаётся...
Зона завершения аренды: ещё есть, куда расширяться
Относительно небольшая зона завершения аренды - ещё одна проблема казанского каршеринга. Огромные белые пятна есть в Кировском, Приволжском, Московском районах...
За прошедший год только Делимобиль продвинулся в этом вопросе: он добавил несколько новых зон, и за это ему отдельное спасибо. Яндекс Драйв в этом отношении уж слишком консервативен.
Потребителю нужна конкуренция
Конкуренция - это почти всегда бонусы для потребителей. И каршеринг здесь - не исключение. Прошедшие годы показали, что в каршеринге способны зарабатывать только большие компании. Почти все мелкие бизнесы здесь умирают либо продаются более крупным.
Из крупных в Казани пока не представлены "Белка" и "Сити драйв". И это слегка удивительно, поскольку город может "переварить" даже больше сервисов каршеринга, чем четыре. Город богатый, город большой, город с относительно молодым и активным населением...
Будем надеяться, что в 2022-м в Казань придёт какой-нибудь новый каршеринг. Это будет прекрасно, и хорошо повлияет на развитие рынка в целом.
А та парочка операторов, которая уже сейчас работает в третьей столице, обязательно должна обратить внимание на состояние своих автопарков, ведь ничто так не отпугивает потребителя как неисправные, грязные, уставшие автомобили.
Промокод автора в каршеринге "Делимобиль", который подарит вам 400 бонусных рублей (в любом городе), вводить после регистрации: REFZJGLK
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Пользуетесь каршерингом? Что в нём нравится, а что нет? Что думаете о развитии этого сервиса в России, особенно в регионах? Обязательно высказывайтесь в комментариях и подписывайтесь на канал - впереди много интересного.
Промокод автора в каршеринге "Яндекс.Драйв" (даёт скидку 50% на первую поездку): martinian
#авто #каршеринг #Казань #татарстан #личный опыт #яндекс драйв #делимобиль
-------