Найти в Дзене
ЛесДача96

В советское время, в трактор семейства "Кировец" заливали в колёса свекольный сок.

Приветствую тебя мой читатель, сегодня расскажу об интересном практическом явлении в СССР. Наверняка многие не в курсе, что в колёсах тракторов был не только воздух под давлением, но ещё и свекольный сок, в некоторых экземплярах.

-2

Современный водитель, сейчас наверное удивится, но бывалые водители ещё помнят те события.

-3

В К-700, Кировец, заливали свежевыжатый сок кормовой свёклы. Жмых от неё шёл на корм скоту. Всё четыре колеса заполнялись соком, 800 литров в каждое колесо. Чтобы залить сок, давление сбрасывали до атмосферного, нипель выкручивали. Вы удивлены, зачем свекольный сок и в колесо?

На вопрос мне ответил бывалый сельский механизатор Артём Сергеевич Куделькин.

-4

Заливали свекольный сок, чтобы придать трактору большую устойчивость при работе на склонах. Когда колёса на 80% заполнены жидкостью, центр тяжести существенно снижается, как и вероятность опрокидывания. Помогает хорошему сцеплению с почвой, для ровного движения, а не скачками. Ведь зачем на современных тракторах колёса парами, а не по одному? Для лучшего сцепления с почвой, иначе он с орудием тронуться не сможет, зароется. В колёса свекольный сок наливали даже для трамбования силоса.

В молодости посылали от предприятия на сенокосы косить сено для совхоза. Работал на тракторе МТЗ. Была на нем очень плохая резина. Каждое утро начиналось с накачивания колес, пока один опытный сельский водитель не дал совет - налить в колеса воды. Колеса спустились только когда она замерзла .

Почему чаще не заливали обычную воду? А потому что в минус она замёрзнет, а вот свойство свекольного сока другое. В минусовой температуре до минус 20 градусов, он оставался всегда жидким. Только в очень крепкий мороз он превращался в снег, но не более.

Незамерзайку не заливали т.к не подходящая статья расходов, а кормовая свекла в колхозе и сок имеется. Бери сколько хочешь, и ни перед кем не надо отчитываться.
На расход ГСМ двенадцати тонного трактора, такие колеса со свекольным соком влияли не очень значительно. Он превращается пятнадцати тонный. Увеличивалась только масса трактора. Сам трактор в разы меньше буксовал, больше инерции, что было полезно в работе на полях.

Я вот что постеснялся уточнить у Артёма Сергеевича - надеюсь туда ещё дрожжи не добавляли? Это же 3 тонны браги!!! Почему свекольный? Это зависело от вкусовых пристрастий тракториста - кто свекольный, кто яблочный, кто томатный. Особый шик это виноградный. Виноградный самый лучший, можно различной выдержки, правда с дрожжами иногда колеса разрывало. Смену отработал, у колеса лег - и бражки накатил! Дополнительный стимул трактористу. А вовсе не для устойчивости. Моряк бывалый мне рассказывал,что, когда ходил в моря (плавбаза "Ленинский луч), одному товарищу передали посылку с самогоном, а чтоб стекло не билось и не бренчало, залили в грелки. В итоге самогон был цвета грелок (розовый) и резиной от него пахло страшно. Все равно выпили (с прищепками на носу), одного боцман остановил, говорит - дыхни. Дыхнул. Боцман говорит - ты что, резиновый сапог съел? Так что с колеса брага по любому не лучше. А если серьёзно и без шуток, в руководстве по эксплуатации (в комплекте с каждым трактором), как раз была глава когда, для чего и как, заливается вода в шины колесных тракторов и как удаляется из них, даже рисунок был.

-5

Для уменьшения буксования, можно ещё использовать снижение давления в шинах, ставить спаренные колеса. Ставили ещё так называемые шины для болотистой местности, они шире обычных примерно в 2 раза.

Понравилась статья, ставь лайк, интересен ваш комментарий!!!!

Тракторы
3958 интересуются