Найти в Дзене
История транспорта

Особенности окраски самолетов Ту-134 в «классический» период.

Часть 1.

Заводская.

Предыдущие статьи были посвящены особенностям внешнего вида Ту-154, часть 1 и часть 2 и Ил-62, часть 1 и часть 2.

Первым Ту-134А , сошедшим с конвейера в Харькове в новой окраске образца 1973 года был 3352109, регистрационный знак СССР-65808, который поступил 16 января 1974 года в Тбилиси. 21 яваря туда прибыл такой же Ту-134А 3352110 (СССР-65809). Любопытно, что далее завод продолжал выпуск Ту-134А в старой «ливрее», прозванной в народе «Синяя птица». И лишь начиная с самолета 4352208 (СССР-65814) новый стандарт окончательно закрепился на конвейере.

Самый первый вариант окраски выглядел так:

Ту-134А СССР-65815  в раннем варианте заводской окраски, Хельсинки, 1977 г. Фото Юхани Сипиля, Airliners.net.
Ту-134А СССР-65815 в раннем варианте заводской окраски, Хельсинки, 1977 г. Фото Юхани Сипиля, Airliners.net.

Ту-134А СССР-65861 в окраске образца 1973 года в аэропорту Сочи. Фото из журнала «Гражданская авиация» №6 за 1975 год.
Ту-134А СССР-65861 в окраске образца 1973 года в аэропорту Сочи. Фото из журнала «Гражданская авиация» №6 за 1975 год.

В таком виде в 1974-1975 гг. с конвейера в Харькове сошло 87 или 88 самолетов: 65808, 65809 и с 65814 по 65898 или 65899.

Начиная с самолета 65899 или 65000 в 1975 году размер эмблемы Аэрофлота, так называемой «птицы» увеличился примерно в два раза.

Ту-134А СССР-65024. Хорошо видно эмблему большего размера (1).Фото Юрьё Мякеля, Airliners.net.
Ту-134А СССР-65024. Хорошо видно эмблему большего размера (1).Фото Юрьё Мякеля, Airliners.net.

В 1978 году в стандарт окраски самолетов Аэрофлота были внесены изменения. На серийных Ту-134А изменения коснулись размера и формы шрифтов написания регистрационного знака на киле и на плоскостях. Вместо прямоугольных они стали округлыми. Последним самолетом, сошедшим с конвейера в старом стандарте был СССР-65117.

 Последний Ту-134А СССР-65117 с прямоугольным шрифтом. Аэропорт Бегишево, 1978 год. Реклама в/о «Автоэкспорт».
Последний Ту-134А СССР-65117 с прямоугольным шрифтом. Аэропорт Бегишево, 1978 год. Реклама в/о «Автоэкспорт».

Первый Ту-134А, сошедший со стапелей ХАЗ-а в новом стандарте был СССР-65118.

Ту-134А СССР-65118 в заводской окраске образца 1978 года с округлым шрифтом написания регистрационного знака (2). Фото Юрьё Мякеля, 8 июля 1978 года, Airliners.net.
Ту-134А СССР-65118 в заводской окраске образца 1978 года с округлым шрифтом написания регистрационного знака (2). Фото Юрьё Мякеля, 8 июля 1978 года, Airliners.net.

В таком виде Ту-134А и Ту-134Б сходили с конвейера до 1981 года, когда в стандарт 1973 года были внесены новые изменения. Соответственно, начиная с Ту-134А СССР-65904 изменился внешний вид аэрофлотовской «ливреи». Шрифт нанесения опознавательного регистрационного знака на киль и плоскости снова стал прямоугольным, как до 1978 года, но меньшего размера. Уменьшилась также и надпись «Аэрофлот» на фюзеляже. Немного меньше стала и эмблема Аэрофлота - «птица».

В таком виде Ту-134А строились вплоть до самого конца их серийного производства.

Ту-134А СССР-65908 в ливрее образца 1981 года. Аэропорт Внуково.
Ту-134А СССР-65908 в ливрее образца 1981 года. Аэропорт Внуково.

Продолжение (об окрасках авиаремонтных заводов) следует.

Спасибо за внимание.