Найти в Дзене
Олег Подузов

8. Советские гоночные мотоциклы: начало 50х.

В первые годы проведения соревнований по шоссейно кольцевым гонкам гонщики использовали гражданские мотоциклы, измененные под требования гоночной эксплуатации. Иномарки были запрещены в 1949 году и вместо NSU и DKW в классе 350 куб.см. стали использовать ИЖ - 350. Такие конструкции были вполне конкурентоспособны в борьбе с продукцией мотозаводов ГМЗ и ЦКБ.

Ants Promet и ИЖ 350.
Ants Promet и ИЖ 350.
Косплей от Heino Korb, август 2020. ИЖ - 350, реплика.
Косплей от Heino Korb, август 2020. ИЖ - 350, реплика.
ИЖ - 350, гоночная модификация.
ИЖ - 350, гоночная модификация.
Еще один вариант Иж - 350.
Еще один вариант Иж - 350.
Иж - 350 на трассе, 1953 год, гонщик Helju Küünemäe. Как вам такой способ облегчения передней подвески?
Иж - 350 на трассе, 1953 год, гонщик Helju Küünemäe. Как вам такой способ облегчения передней подвески?
Edgars Ērmanis
Edgars Ērmanis

Иж - 350 - основной мотоцикл класса 350 первой половины 50х.
Иж - 350 - основной мотоцикл класса 350 первой половины 50х.

В 1955 году Ижевский завод начинает выпуск модели ИЖ - 54, специально предназначенной для кольца. Одноцилиндровый двигатель с мощностью 18 л.с. при 5000 об.мин. разгонял мотоцикл массой 105 кг до 120 км/ч.

Иж - 54
Иж - 54
-9
-10

Сейчас оригинальный ИЖ - 54 увидеть можно в музее Мотоарт в Туле:

-11
-12

Есть и другие Иж - 54, но за подлинность я не могу поручиться.

-13

Позднее ИЖ 54 был модернизирован, назван ИЖ - 54А, получил пружинную заднюю подвеску и другие усовершенствования.  Мощность двигателя подняли до 20 л.с.

ИЖ 54 на трассе. Общество "Трудрвые резервы".
ИЖ 54 на трассе. Общество "Трудрвые резервы".
-15

Можно упомянуть экспериментальные конструкции с дополнительным поршнем, хоть они и не получили широкого распространения.

Иж - 50М, снизу картера дополнительный цилиндр для продувки.
Иж - 50М, снизу картера дополнительный цилиндр для продувки.

Московский мотозавод в 1950 году переехал в Минск,  во время организации производства на новом месте им было не до гоночной техники. Но М - 1Е на трассах еще занимали достойные места.

1953, Пирита, Virve Gustel, М1Е.
1953, Пирита, Virve Gustel, М1Е.

По информации Г.А Пилюкевича в 1954 году в Минске была выпущена первая партия из 90 мотоциклов М1Е. Спрос был удовлетворен, поэтому в 1955 выпустили всего десять таких мотоциклов. Так начинается история гоночных мотоциклов ММВЗ.

В Коврове же в 1950 году модернизировали свой гоночный мотоцикл, он получил название К - 125 С 2. Дальнейшей модернизацией стал мотоцикл К - 55С, важно то, что этот мотоцикл уже выпускался не штучно, а мелкосерийно.

К - 55 С2
К - 55 С2

Завод комплектовал мотоцикл тремя разными головками цилиндра под разную степень сжатия, для работы на бензине, спирту и метаноле. К — 55С2 имел сухой вес 73 кг, двигатель объемом 123,7 куб.см мощностью 7,5 л.с., трехступенчатую КПП, питание с помощью двух карбюраторов К- 30 с диаметром диффузора 19мм, размер шин 2,5 на 19. Выпускались эти мотоциклы до 1959 года, до того момента, когда их сменили 175 кубовые мотоциклы.

К - 55 сегодня можно увидеть в Туле -

-19

И в виде реплики в Эстонии у Хейно Корб -

-20

В 1954 году ЦКБ выпускает свои мотоциклы С - 154, С - 254 и С - 354, это был настоящий хай - тек тех времен,. Так же в этом году на трассах появляется М - 77 Ирбитского мотозавода. О них расскажем в следующих публикациях.