Найти в Дзене
Розовый мопед

Был удивлен, какими были цены на автомобили в СССР в сравнение с текущими ценами

Оглавление

Какие были цены на автомобили в Советском Союзе в разное время? Какой была стоимость машин в СССР, если сравнить ее с текущими ценами?

Сегодня бытует мнение, что долгое время в Советском Союзе машину мог позволить себе далеко не каждый автолюбитель. Отчасти это связано с дефицитом новых авто, хотя некоторые модели сходили с конвейера миллионными тиражами. Возможно, все дело в стоимости машин? Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что советские автомобили, уходившие на экспорт, очень часто за рубежом стоили гораздо дешевле. Это связано с тем, что деньги за них страна получала в основном в долларах, которые были необходимы для восполнения валютных запасов. Но это уже совсем другая история.

Вернемся к стоимости творений отечественного автопрома в самих советских республиках. Практически на все модели, за исключением разве что некоторых «Запорожцев», выстраивались огромные очереди. Не в буквальном смысле. Около заводов и автосалонов никто не стоял.

Очереди в то время – это специальные списки, по которым в определенном порядке между желающими распределялись новые автомобили. Причем иногда своей машины приходилось ждать больше года. А сразу же после ее приобретения перекупщики готовы были дать за нее вдвое больше. Но какова была стоимость советских машин разных эпох в сравнении с текущими ценами? Насколько транспортные средства в СССР были доступны обычным гражданам? Давайте разбираться.

По какому курсу считать?

Теперь необходимо определиться с тем, как правильно посчитать стоимость советского рубля к рублю российскому. Есть несколько вариантов.

Самый простой способ – отталкиваться от официального курса Госбанка СССР иностранных валют по отношению к советскому рублю, который ежемесячно обновляется. Согласно этому курсу, в декабре 2021 года 100 долларов оцениваются в 53 рубля 73 копейки. Речь о советских рублях и копейках, конечно же. Отталкиваясь от курса российского рубля, несложно посчитать, что 1 советский рубль равен примерно 137,5 российским рублям.

Также можно сравнить стоимость золота в СССР и в настоящее время. В советское время 1 рубль равнялся стоимости 0,987 грамма золота. Если использовать такой способ, то окажется, что рубль СССР равен приблизительно 3000 российских рублей. Но так как экономика давно изменилась и денежная масса давно не обеспечивается исключительно золотым запасом, этот вариант будет слишком некорректен. Поэтому его отметаем сразу.

Третий вариант сравнить среднюю зарплату в СССР и в настоящее время. В Советском Союзе в 1975 году она составляла 148 рублей. По состоянию на середину 2021 года в России средняя заработная плата равна 52 355 рублям. То есть, 1 советский рубль условно можно приравнять к 353,75 российским рублям.

Источник: https://pixabay.com/ru/photos/ленин-соеветские-деньги-2010449/
Источник: https://pixabay.com/ru/photos/ленин-соеветские-деньги-2010449/

И, напоследок, четвертый способ – это оценка денег в зависимости от того, что можно было купить на одну и ту же сумму в СССР и сейчас. В 1975 году прожиточный минимум составлял 50 рублей. На текущий момент этот же показатель в России составляет 12 702 рубля для трудоспособных граждан. То есть, 1 советский рубль стоило бы приравнять к 254 нынешним рублям.

Третий и четвертый способы сопоставления советского и российского рубля кажутся нам наиболее объективными. А для простоты дальнейших вычислений давайте возьмем среднее число между ними и округлим его до ближайшего целого числа. Получается, что 1 советский рубль равен 304 рублям российским. От этой цифры и будем отталкиваться при дальнейшем сравнении стоимости авто.

Москвич-401

Москвич-401 смело можно назвать первым советским автомобилем, доступным обычному гражданину. Его серийное производство началось весной 1947-го года. А к середине пятидесятых было выпущено более 240 000 тысяч экземпляров автомобиля, созданному по образу и подобию немецкого Opel Kadett K38.

-2

Розничная стоимость 400-й модели составляла 8000 рублей. А Москвич-401 стоил на 1000 дороже. То есть, в пересчете на российские рубли, первый массовый автомобиль СССР обошелся бы в 2 736 000. Но эта цифра не совсем верна. Все же в послевоенные годы и вплоть до денежной реформы средняя зарплата составляла приблизительно 600 рублей. То есть, стоимость Москвича-401 все же была ближе к 700 000 тысячам современных рублей. Вряд ли на эту сумму сегодня можно позволить себе даже самую простую машину с нулевым пробегом.

ГАЗ М-20 «Победа»

«Победа» выпускалась практически в те же годы, что и первые «Москвичи». А точнее, с 1946-го по 1958-й. И всего с конвейера Горьковского автомобильного завода сошло 241 497 экземпляров. Стоимость ГАЗ М-20 в то время составляла 16 000. То есть, в пересчете на российские рубли 2021-го, цена новой «Победы» сопоставима с суммой в 1 216 000. Вполне доступная для обычного человека стоимость машины среднего класса, какой семьдесят лет назад ГАЗ М-20 и являлся.

-3

ЗИМ ГАЗ-12

А вот шестиоконный седан ГАЗ-12, который выпускался с 1949-го по 1960-й, смело можно считать первым отечественным автомобилем представительского класса. Его цена составляла 40 000 советских рублей. То есть, чуть более 3 000 000 рублей российских. Достаточно демократично. Правда, такой автомобиль чаще всего использовался в качестве служебной машины партийной и правительственной номенклатуры. То есть, до обычного водителя, даже при наличии нужной суммы, дойти новым он практически не мог.

-4

ЗАЗ-965

На дворе шестидесятые. Денежная реформа 1961 года, в результате которой советский рубль «потерял» один нолик, осталась позади. А отечественный автопром набирает ход и радует граждан новыми моделями.

-5

Самой доступной машиной шестидесятых становится ЗАЗ-965. «Горбатый Запорожец», как его называли по всей стране, выпускается с 1960-го по 1969-й. А его стоимость составляет всего 1800 рублей. В пересчете на современные деньги, это всего 547 200 российских рублей. Достаточно неплохо для доступного нового автомобиля, который порадует и качеством сборки, и надежностью силовых агрегатов.

Москвич-403

Новое творение Московского завода малолитражных автомобилей, позже переименованного в АЗЛК, стало переходной моделью между Москвичом-402 и Москвичом-408. Выпускался 403-й в первой половине шестидесятых. А его цена составляла 3600 рублей. То есть, около 1 100 000 российских рублей. Машина часто использовалась в такси и отправлялась на экспорт. Но народной любви и широкого распространения все же не получила.

-6

ГАЗ-21 «Волга»

Машина, пришедшая на смену «Победе», выпускалась с 1956-го по 1970-й. Всего со сборочных линий Горьковского автозавода сошло более 600 000 различных модификаций модели. И в то время ее часто сравнивали с американскими авто пятидесятых годов. К примеру, с Ford Mainline и Plymouth Savoy. Справедливости ради стоит отметить, что при создании «Волги» эти и другие машины американского автопрома использовались для исследования. То есть, не копировались, но достаточно серьезно изучались. Но вернемся к цифрам.

-7

Стоимость ГАЗ-21 без пробега составляла 5600 рублей. И в пересчете на российские, это 1 702 400 рублей. Но все же нужно учитывать, что в шестидесятых денежная реформа серьезно сказалась на среднем доходе советского человека. Поэтому не то, что «Волгу», даже Москвич-403 мог позволить себе далеко не каждый работающий житель Союза. И для многих в тот период новая машина стала настоящей роскошью.

ЗАЗ-966

Но к началу семидесятых ситуация немного стабилизировалась. Отчасти из-за появления на рынке большого количества новых авто, среди которых были и вполне доступные модели. К примеру, стоимость ЗАЗ-966, который выпускался с 1966-го, составляла 3000 рублей. То есть, в пересчете на сегодня «Ушастый Запорожец» обошелся бы владельцу приблизительно в 900 000 рублей.

-8

Москвич-412

Но зачем смотреть на продукцию Запорожского автомобильного завода, когда можно обзавестись и более интересной машиной? Например, Москвичом-412, цена которого равнялась 4936 рублям. Да, это 1 500 000 российских рублей. То есть, в полтора раза дороже. Зато и машина гораздо статуснее. Хотя была одна важная причина, по которой к «Москвичу» у советских автолюбителей не было особой привязанности.

-9

ВАЗ-2101

С 1970 года в Тольятти начинается выпуск автомобиля ВАЗ-2101. Малолитражка, созданная совместно с итальянской компанией Fiat по подобию Fiat 124, будет производиться на протяжении восемнадцати лет. И всего завод покинут почти 5 000 000 экземпляров легендарной «Копейки». На рубеже столетий журнал «За рулем» назовет ее «Лучшим отечественным автомобилем ХХ века». А стоило это удовольствие всего 5620 рублей.

https://fotostrana.ru/public/post/233000/1124715003/
https://fotostrana.ru/public/post/233000/1124715003/

В пересчете на сегодняшний день, «Жигули» обошлись бы владельцу приблизительно в 1 700 000 рублей. То есть цена сопоставима со стоимостью современной «Лады» в топовой комплектации.

УАЗ-469

Культовый внедорожник УАЗ-469 производился на Ульяновском автозаводе с 1972-го по 2011-й годы. «Уазик» до сих пор часто встречается на российских дорогах, да и за рубежом. Но мало кто помнит, что в семидесятые новый советский полноприводный автомобиль обошелся бы в 7000 рублей. А это примерно 2 100 000 российских рублей.

-11

ВАЗ-2121 «Нива»

Другой легендарный советский внедорожник попал в серийное производство в 1977-м. Удивительно, но «Нива» выпускается АвтоВАЗом до сих пор. И пользуется устойчивым спросом. Вот только почти полвека назад она стоила 8 500 рублей. А это приблизительно 2 500 000 рублей в наше время. Когда стоимость «Нивы» в базовой комплектации стартует от 675 900 рублей.

-12

ГАЗ-24

Одной из самых дорогих машин Советского Союза семидесятых и восьмидесятых был ГАЗ-24, пришедший на замену двадцать первой «Волге». Стоимость седана сорок лет назад составляла примерно 9 000 рублей. Это 2 736 000 рублей сегодня. А новая «Волга» универсал и вовсе обошлась бы владельцу в космические 12 000 советских рублей. В переводе на рубли российские ее цена перевалила бы за 3 600 000. А это даже в наши дни серьезная сумма, на которую можно купить неплохую иномарку.

-13

Что в итоге?

Если сопоставить стоимость отечественных автомобилей в период с пятидесятых по начало восьмидесятых годов прошлого столетия, и сравнить цены с нынешними, то напрашивается вывод, что в СССР машина была скорее роскошью, чем средством передвижения, доступным каждому. При этом важно понимать, что в Советском Союзе не было ни кредитных линий на авто, ни современных инструментов вроде трейд-ин. Зато были огромные очереди. Что отчасти подтверждает, что у людей имелись и деньги, и желание приобретать новые машины. А как вы считаете, насколько сопоставимы цены на автомобили в СССР по сравнению со стоимостью авто в России сегодня?

#авто #автопром #автомобили #машины #советский автопром #советские авто #ссср #ваз #газ

Авто
5,66 млн интересуются