В понедельник на перроне Омского аэропорта встретили из Иркутска теперь уже базовый для Омска Суперджет "Red Wings". В своей регистрации имеет цифры "155", которые с ноября 2021 года являются автомобильным кодом Омского региона, в авиакомпании посчитали хорошей идеей в качестве базового выбрать именно этот самолёт. Воздушное судно пока имеет салон первоначального заказчика "Interjet".
В заключительной части мероприятия состоялась пресс-конференция главы омского отделения "Red Wings" Виктора Титарёва, где он рассказал о планах развития. В данном репортаже будет вся его речь, включая ответы на вопросы журналистов.
Борт RA-89155 построен в 2018 году и должен был летать в Мексике, но там от него отказались. С того времени находился на хранении. Участник авиасалона МАКС-2021. В январе 2022 года передан в "Red Wings".
Виктор Титарёв, глава омского отделения «Red Wings»:
Дам небольшую вводную. Сегодня воздушное судно (ВС) прибыло в Омский аэропорт – «Red Wings» начала выполнять условия трёхстороннего соглашения между Областью, аэропортом и авиакомпанией о базировании в Омске. Мы теперь имеем не просто маршрутную сеть пока перспективно распланированную на 14 направлений, но и ВС на базировании – то ВС, которое вы пофотографировали, побывали в нём, причём сейчас оно в такой роскошной планировке 93 места – очень комфортная, специфическая, но потом превратим в 100. К дизайну салона приложило руку известное итальянское бюро «Pininfarina».
Мы будем планомерно наращивать маршрутную сеть. Сразу приносим извинения перед омичами за какие-то возможные отмены и сдвиги, сами понимаете, что авиакомпания сейчас находится на стадии критического роста. Мы получили несколько новых ВС за последние полтора года, поэтому рост очень-очень быстрый и некоторые направления, которые мы осваиваем, можно считать нулевыми. Часть направлений, конечно, освоены: Иркутск, Екатеринбург, Самара, Новокузнецк – по этим направлениям есть история. Иркутск – традиционное для нас направление… В будущем Минеральные Воды – традиционный курортный маршрут. Мы поставили сейчас 2 новых направления: Кемерово и Барнаул, будем пытаться их развёртывать и надеюсь, что омичи ими воспользуются. Барнаул – тоже традиционное направление на Белокуриху.
Хотел бы вас и нас поздравить с тем, что у города Омска за очень большой промежуток времени после того как обанкротился концерн «AiRUnion», в который входила авиакомпания «ОмскАвиа», появился базовый перевозчик. Надеемся на то, что отношения между авиакомпанией и аэропортом, несмотря на многочисленные трудности, технические и коммерческие нюансы, сложатся – мы пришли всерьёз и надолго.
Создан филиал, в который сейчас ведётся набор бортпроводников и пилотов. Твёрдая установка, что к середине года все бортпроводники будут омичи – это совершенно точно, с пилотами всё посложнее. Сами понимаете, что выучить пилота и перевезти его в Омск на место жительства – это непростая история. Есть пилоты из Омска, которые летают в других авиакомпаниях, в том числе в «Red Wings» из других базовых аэропортов, но они уже поменяли место жительства. Руководитель отряда бортпроводников – омичка и она вернётся из Екатеринбурга в Омск, есть договорённость. С пилотами мы только начали, но задача в течение ближайших 3 лет максимально нарастить местный лётный отряд, то есть кто-то пока учится или меняет место жительства.
Сколько планируется экипажей?
Сейчас у нас будет базироваться одно ВС, к концу года безусловно будет два, но по времени вхождения второго на базирование обещаний не даю, ожидаю, что это произойдёт в середине лета. Касательно количества экипажей, на ту запланированную лётную программу мы рассчитываем нанять 5 экипажей. Так как «Red Wings» всё-таки позиционирует себя лоукостером, то нам на борту больше двух бортпроводников не нужно. Соответственно, один экипаж – это 2 бортпроводника и 2 пилота. Пока будем нанимать по 10 человек, предполагаем, что в ближайшее время в омском филиале будет трудоустроено 20 человек. К середине года бортпроводники железно будут наняты, обучены, оттестированы и введены в экипажи, а если у нас встанет второе ВС мы будем тоже нанимать экипажи.
Сколько направлений запланировано?
У нас анонсировано 14 направлений, причём начало их полётов начинается в определённые месяцы. Сейчас у нас 5 направлений, в феврале добавляем Улан-Удэ, Мирный, в марте – Барнаул, Волгоград. Стоит в продаже Махачкала, но по ней мы пока будем смотреть – это очень хороший туристический регион, но весьма субъективный: в каких-то регионах продажи идут на ура, а где-то воспринимается не очень, поэтому я не могу сказать, что твёрдо верим в успешность рейса, но мы ставим, экспериментируем. Для Омска популярные неавиационные маршруты – это горнолыжные, к примеру, Шерегеш: 1200 км в одну сторону. Махачкала к таким не относится. Когда делегация «Red Wings» нас посещала, она встречалась с министром культуры Омской области Юрием Викторовичем Трофимовым и провела очень продуктивный разговор, нацеленный на хорошее сотрудничество и поддержку со стороны Минкультуры и Правительства Омской области. В этой части мы как раз договорились о том, что будем обмениваться материалами, в том числе и по продвижению новых рейсов. Понятно, что есть нюансы с расписанием, к примеру, сейчас мы поставили всего 1 частоту на Новокузнецк и понимаем, что этого мало, нужно хотя бы 2. Посмотрим, как это будет развиваться.
В марте добавляется Уфа. Тоже непростое направление, у Уфы есть свой разлёт, но там есть сложности с подстыковками рейсов. Чтобы всё нормально улетело, надо чтобы пассажир не только мог прилететь, но и смог воспользоваться удобной пересадкой. Совершенно логично, что если мы летаем в Екатеринбург и нам удобно пересесть в Самару или Калининград, нам нужно, чтобы и в обратную сторону можно было удобно пересесть. Это очень большое искусство и сложность, а при редкой частоте – очень непростая история. Но мы сейчас думаем над «треугольниками»: чтобы в одну сторону пассажир смог улететь напрямую, а в другую через что-то. Вот у нас есть направление Самара, летаем туда 2 частоты в неделю, но для бизнесмена это маловато. Улететь, побыть там день-два и вернуться. А как назад? Но если будет подстыковка через Екатеринбург с пересадкой до 4 часов, то это уже будет нормальное направление – туда напрямую, а обратно с пересадкой. Такая работа ведётся с Омским аэропортом, группой расписания, коммерческим департаментом авиакомпании, но это очень непростая работа и учесть интересы всех довольно затруднительно.
Компания выбрала Омск в качестве базового. В чём плюс этого?
Есть много на то причин. Во-первых, Омск был одним из крупнейших транспортных узлов СССР. Он так расположен, что было много пересадок, то есть узел был серьёзный. По типу ВС нам Омск тоже достаточно удобен, потому что экономика Сухого Суперджета с учётом субсидий, конечно, но всё-таки его определённая экономика складывается на 1500-2000 км, больше – уже не очень, меньше – тоже. В этом смысле, если мы берём, например, Поволжье, а с той стороны Красноярск, Иркутск (Сибирь), на Север - ХМАО, ЯНАО, куда нас пускают не очень, потому что там есть свои базовые перевозчики, к примеру, «Ямал», то вместе с тем мы смотрим направление, может «кодшерить» будем с кем-то. К примеру, в Питер мы будем «кодшерить» со «Смартавиа», то есть в принципе у нас 5 соглашений по код-шерингу подписано, а теперь надо сделать так, чтобы эти соглашения стали полезными для них же. Вот маленькая польза у нас остаётся и мы через «Red Wings» будем продавать билеты на рейс Омск – Санкт-Петербург, которые будут выполняться авиакомпанией «Смартавиа», то есть мы попытаемся сделать с помощью компании «Red Wings» какую-то более-менее внятную сеть. Сразу надо говорить, что это работа не одного года. Кто-то может скажет: «Ну что это, никуда не разлететься», но давайте вернёмся к этому разговору в идеале летом 2024 года, то есть и аэропорт, и любой инфраструктурный проект такого класса рассчитывается на 25 лет. С авиакомпанией, конечно, всё более динамично, особенно с условием «Дельты», «Омикрона» (штаммы коронавируса), когда закрыли-открыли направления.
Пока вы фотографировали ВС, мы встречались с коммерческим директором Омского аэропорта и как раз обсудили сложности: давайте построим расписание таким образом, чтобы даже если у нас нет соглашений по код-шерингу, мы бы смогли подстыковываться под что-то. На что мне ответили: «Да, мы будем это стараться делать, но в 2021 году авиакомпании 6 раз пересматривали все свои расписания, то есть вы значит подвинули, напряглись, сделали как удобно, а они потом говорят, что теперь мы не летаем, летаем в другое время суток или дни недели». Поэтому сейчас всё очень динамично меняется. Понятно, что мы будем каким-то образом работать с код-шерингом и пытаться выстроить какие-то маршруты, но это непростая задача и, к сожалению, не только от «Red Wings» это зависит в настоящее время, поэтому заранее просим извинить, что вы с одной пересадкой не сможете куда-то долететь.
Если вы зайдёте на сайте «Red Wings» в раздел «Карта полётов», то увидите, что всего с одной пересадкой можно достаточно серьёзно разлететься, но не всегда эта пересадка оказывается удобной, например, с интервалом в 4 или 5 часов. Когда нам показывают пересадку 17 часов – я вот, к примеру, откажусь и редко кто из пассажиров готов на такое. Хотя на самом деле, некоторым туристам лишь бы подешевле: они готовы в аэропорту пробыть целый день.
Отразится ли на стоимости билетов факт базировки ВС в Омске?
Ну куда уже ниже. Вы должны понимать, что во всём мире региональная авиация – это объект дотаций. Мы когда говорим, что вот в США самая замечательная сеть, но и там огромные деньги постоянно тратятся на дотации региональных маршрутов, причём с точки зрения глобальной экономики авиаотрасли – это очень логично. В качестве примера, я когда управлял аэропортом Калининграда меня всегда поражал рейс в Копенгаген, который загружался на 22-40 пассажиров. Когда я встречался с функционерами авиакомпании, они рассказали, что вот эти пассажиры, к примеру, на рейсе Копенгаген – Нью-Йорк доплатят 1000 евро и поэтому у нас экономика складывается. Надо понимать, что экономика авиаотрасли неоднозначная. Но во всём мире региональные авиаперевозки дотируются государством и в обмен на это, а также у нас в стране абсолютно разумно, государство выставляет требования и одно из них – предельная стоимость билетов.
Не вся маршрутная сеть из Омска будет складываться на Суперджетах. Если вы видите дальние направления – это точно не данный самолёт, но они, кстати, тоже дотируются, если это региональный рейс. Но везде где вы видите Суперджеты, мы видим дотации и требования по части предельной стоимости билетов. Если на сайте не 2000 рублей, к примеру, в Новокузнецк, а 4000-4500, то это означает, что все дотируемые билеты закончились, остались 10-15.
Ценообразование в авиаотрасли – это определённый механизм. Я летел из Омска в Москву 11 января, а купил себе билет 2 января на «Победу» с багажом за 11000 рублей. Разговаривал с человеком 10 января, которому тоже надо было лететь, мы зашли на сайт посмотреть цены – 29999 рублей «Победой» в один конец без багажа. И это обосновано, на самом деле. Когда начинаешь разбираться в этом, то действительно, у нас в Омск есть очень сильный поток перед Новым годом и очень сильный поток из Омска в Москву после Нового года. То есть все туда «понаехавшие» едут сюда с детьми, внуками к родителям и летят назад. Авиакомпании, когда 11 числа у неё рейс загружен на 50 процентов, потери отбиваются благодаря дорогой цене. Поэтому не надо удивлять тому, что периодически цены на авиабилеты, особенно если вы покупаете не за 3 месяца или за 6, будут такими странными. Но в целом на дотируемые рейсы государством приказом Росавиации установлена предельная стоимость, выше неё мы не продаём основную массу билетов. Да, есть направления, вы их будете встречать, где цены коммерческие, практически без дотаций, но это связано с конкуренцией с другими авиакомпаниями. Однако в целом «Red Wings» действительно низкобюджетная авиакомпания: очень сильно срезаны издержки и стараемся держать стоимость билетов в разумных пределах.
Рассматривается ли вариант рейса в Калининград?
Скажем так, мы осознаём, что Калининград – это традиционное для омичей хорошее направление ещё со времён «KD-Авиа, когда они делали разлёт на Европу. На это направление смотрим, но мы должны понимать, что всё-таки базовая стратегия «Red Wings» сейчас основывается на Сухих Суперджетах. Я бы рекомендовал руководству авиакомпании, прежде всего коммерческому департаменту, причём сразу скажу, что я не специалист, строить какую-то сеть: либо по код-шерингу, либо с пересадкой где-нибудь в Екатеринбурге. Тип ВС определяет поведение авиакомпании. На коммерческих маршрутах у нас стоят два типа: Сухой Суперджет, который составляет базу, и Airbus A320/321. Из этого мы исходим, поэтому не каждый тип ВС даже на одинаковых направлениях может быть обоснован и не обоснован, потому что при интенсивной эксплуатации какие-то ВС дают очень низкий уровень издержек по потреблению топлива, а какие-то при этом дают приемлемый уровень издержек, но потребляют топлива чуть больше. У нас, например, Аэробусы не поколения NEO, какие ожидаются в новой авиакомпании «Citrus» (низкобюджетная дочка «S7 Airlines» с весны-лета 2022 года начнёт базироваться в Омске). NEO имеют высокую топливную эффективность и на дальних конкурентных маршрутах он выглядят предпочтительнее. Авиакомпания подходит взвешенно, старается сделать удобный разлёт для пассажиров, но при этом понятно, что она не может работать себе в убыток, а в ситуации с коронавирусом особенно. Поэтому мы на это направление смотрим, но делаем это очень настороженно.
В завершение скажу такой любопытный факт. Так уж случилось, что в распоряжении авиакомпании один из бортов имеет бортовой номер, заканчивающийся на «55/155» и было принято решение постараться поставить его на базирование в Омск. Ещё со времён СССР заводские номера пятисимвольные цифровые, в отличие от зарубежных буквенных. Номер нашего ВС – 89155, просим любить и жаловать. Всем спасибо.
Спасибо за внимание! Надеюсь, материал был интересен. Поставьте, пожалуйста, лайк, оставьте комментарий и подпишитесь на мои страницы! Яндекс.Дзен, Инстаграм :)