Найти в Дзене
Hyundai XTeer

Необходимый минимум: что достаточно знать о моторном масле, чтобы верно подобрать его для своей машины

Оглавление

Вы новичок в вождении, а в техобслуживании автомобиля и вовсе «чайник»? Самыми простыми словами, без лишних подробностей объясняем, какая информация на этикетке моторного масла помогает наиболее точно определить, подходит ли оно вашей машине.

Соответствие стандартам

На каждой канистре современного моторного масла есть обозначения такого вида:

Надписи типа API SP, API SN Plus, API SN и т.п. указывают на соответствие масла какому-либо из существующих стандартов API – Американского института нефти. Классификация масел API является международной, то есть общепринятой. Таких общепринятых классификаторов несколько. Помимо уже упомянутого API, в России наиболее распространены ещё два:

ILSAC – классификатор Международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел;

ACEA – классификатор Ассоциации европейских производителей автомобилей.

На канистре может быть указано одно или несколько соответствий стандартам API, Ilsac или же ACEA. Кроме того, может быть указан один или несколько допусков автопроизводителей, как, к примеру, на канистре масла HYUNDAI XTeer Diesel Ultra 5W-30.

-2

Теперь самое важное: что делать с этой информацией? Ответ: искать хотя бы один из указанных на канистре стандартов (допусков) в Руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Где-то в самом конце этой книжки находится раздел про моторные масла, и там нужно найти место, в котором автопроизводитель даёт рекомендации относительно допусков, которым должен соответствовать смазочный материал. Если обнаружится хотя бы одно совпадение допуска на канистре и в мануале – можно считать, что масло, в целом, машине подходит.

Показатель вязкости

«В целом» не значит «полностью»: для корректного подбора смазочного материала важно учесть и такой параметр, как вязкость. С этим показателем всё даже проще, чем с допусками, так как общепринятых классификаций не несколько, а всего одна – SAE (от американской Ассоциации автомобильных инженеров). Шифр SAE на современных всесезонных моторных маслах имеет такой вид:

-3

Иными словами, это два числа, разделённые литерой W: 0W-20, 5W-30, 5W-40, 10W-40 и т.д. Первая цифра – это показатель вязкости масла «на холодную», то есть в тот момент, когда вы только запускаете двигатель перед поездкой, не прогрев перед этим машину. Число после дефиса – это параметр, указывающий на вязкостные характеристики масла в работающем двигателе, а если быть точнее – при его нагревании до 100 °C.

Интересно то, что запоминать всё это, чтобы правильно подобрать продукт в магазине, простому человеку вовсе не обязательно. Достаточно руководствоваться рекомендациями автопроизводителя в том же Руководстве по эксплуатации авто, где можно отыскать указание, какой стандарт SAE предпочтителен для конкретного двигателя. Ну, а для наиболее прицельного подбора вязкости необходимо слегка помозговать с таблицей подобного типа (тоже есть в большинстве Руководств):

-4

Так как производителю авто точно не известно, в каком климатическом поясе и в каких погодных условиях будут эксплуатировать его продукцию, он предлагает автовладельцу сориентироваться в окончательном выборе вязкости самостоятельно. Для этого нужно исходить из минимальных и максимальных температур воздуха в местности, где вы водите свой автомобиль. Не такая уж сложная задача даже для «чайника»!

Сервисный интервал

Собираясь покупать и менять масло в машине, любой автовладелец, конечно же, желает знать, на какой пробег хватит продукта, чтобы вовремя запланировать очередное ТО. Тема пробега, скажем так, довольно скользкая: автопроизводители в руководствах пишут одно, по факту же, замена масла требуется автомобилю существенно чаще, даже если заливать масло из числа «оригинальных», то есть официально рекомендованных автопроизводителем в том же Руководстве. Причём какой-то точно цифры, которую бы рекомендовал, со своей стороны, производитель смазочного материала, вообще не существует, и искать её на канистре, равно как в любых документах на масло, включая паспорт качества, бесполезно.

Почему так? Всё упирается, в условия эксплуатации. Вычисления производителя автомобиля опираются на испытания, проведённые в условиях, близких к идеальным – отсюда и рекомендации менять масло чуть ли не раз в 15 000 км. В жизни же нет ничего идеального: пробки, морозы, резкие смены погоды и просто агрессивная манера езды, — всё это не позволяет назвать условия эксплуатации наших машин не то что идеальными, но и хотя бы щадящими. Поэтому рекомендации производителей можно смело делить на два, и получим плюс-минус 7500 км от замены до замены масла. На них и нужно ориентироваться, выбирая моторное масло среднего ценового сегмента в свой автомобиль.

Производитель и импортёр

С матчастью, вроде, разобрались, но это ещё не всё. На что точно стоит обратить внимание при выборе масла – так это на то, кто его произвёл. Не на бренд или торговую марку, а конкретно на то, где масло было изготовлено! Эта информация часто «прячется» на обратной стороне канистры, причём внизу этикетки, но это именно те данные, которые могут сказать покупателю очень многое. Так, зная название компании-изготовителя и её адрес, можно уточнить (используя логику и интернет), является ли она непосредственно нефтеперерабатывающим заводом полного цикла – или же обычным «блендером», а то и вовсе посредником, покупающим готовую продукцию у сторонних производителей и выпускающим товар на рынок под красивым именем (и из-за этого нередко с завышенной ценой).

В случае, если речь про импортный товар, перед его покупкой очень полезно убедиться, что товар прибыл на российский рынок официально, т.е. у него есть официальный импортёр, готовый держать связь с потребителями и, в случае чего, работать с их жалобами и претензиями. Информацию об импортёре следует также искать на канистрах – правда, не на «родных», а на дополнительных этикетках вроде этой:

-5

Личность продавца

После того как вы убедились, что масло подходит вам по техническим характеристикам и вас полностью устраивает, кто его продавец/импортёр, остаётся только убедиться в честности продавца, чтобы после всех сопоставлений и вычислений тупо не нарваться на подделку. Самый верный способ это сделать – спросить у продавца «в лоб» и попросить предоставить доказательства того, что он закупает товар у официальных представителей бренда. Звучит просто, но на практике сделать это бывает сложно или даже невозможно, особенно если совершаешь покупку в интернете.

Как же узнать личность продавца моторного масла и проверить, является ли он честным? Это тема для отдельной статьи, и мы её уже написали – находится она ЗДЕСЬ!