Найти тему
Авторемонт и техника

Микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» привлек внимание самого Г. Форда, но в СССР сами не смогли выпускать и другим не дали, рассказываю

Речь про советский микроавтобус высшего и представительского класса с разными кузовами ЗИЛ-118, выпускавшийся на автозаводе ЗИЛ с 1962 по 1998 год. В 1959 году начался выпуск РАФ-977 комплектующими от ГАЗ-21.

Желание иметь возможность в дальнейшем развитии ЗИЛ-111 молодые конструктора нелегально начали создавать новый автомобиль. Через некоторое время управление автозавода разрешило на общественных началах создавать новую технику.

Автозавод ЗИЛ был загружен полностью, выпускались автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, строился конвейер для ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. В то время государство мало выделяло деньги на производство автомобилей представительского класса. Для создания микроавтобуса конструктора использовали свое личное время и это дало отличный результат.

Молодые специалисты знали сколько труда вложено в создании правительственного ЗИЛ-111 и выпускали всего 10-15 штук в год. Использование конструкции ЗИЛ-111 облегчало создание современного микроавтобуса и себестоимость самой техники.

иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"

На ЗИЛ-118 установили двигатель V8 от ЗИЛ-130 на 150 л. с. хотя можно использовать ЗИЛ-375 с объёмом 7 л. и мощностью 180 л. с. Особое внимание можно отдать тому, что двигатель и КПП стояли на подрамнике и снималось снизу все вместе.

Двигатель и автоматическая коробка передач с гидротрансформатором, схожая от автомобиля Imperial, отлично разгоняли груженый микроавтобус до 120 км/ч с максимальным расходом топлива до 28 литров.

иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР" ДВС на ЗИЛ-118
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР" ДВС на ЗИЛ-118

Но есть в микроавтобусе свои слабости, первое, это шум от двигателя, хотя были запенены монтажной пеной некоторые пустоты. Кто ездил на автобусах ЛиАЗ и ЛАЗ имеют представление. Безопасность водителя, как у РАФ-766, хотя дополнительно усилили лонжероны. Резинотехнические изделия, используемые на трансмиссии, быстро изнашивались, требовались доработки.

иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР" ЗИЛ-118
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР" ЗИЛ-118

Габариты микроавтобуса стали больше на 70 см. в длину, на 17 см. в ширину, чем у ЗИЛ-111. Салон микроавтобуса с отличным видом и обзором, в дополнение установили полукруглые стекла и огромный раздвижной люк на потолке.

иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"

С 1962 года начались ходовые испытания микроавтобуса, которые прошли успешно. Управление автозавода не хотело показывать ЗИЛ-118 высшему партийно-правительственному руководству. Но после осмотра «Юности» Н. С. Хрущёв, который был ярым сторонником развития общественного транспорта в СССР, со свойственной ему прямотой заявил: «Вот это народный автомобиль!».

В 1963 году переоборудованную в 15-местное такси ЗИЛ-118 «Юность» направили работать в один из московских таксомоторных парков. Там ЗИЛ-118 показал полное превосходство над 9-местным РАФ-977Д. Для рядового маршрутного такси «Юность» был очень шикарное авто, все было сделано с расчётом для удобств высших лиц.

иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"

После этого микроавтобус ЗИЛ-118 начали готовить к международному показу. ЗИЛ-118 в то время не имел аналогов в мировой практике. Министр здравоохранения страны, академик Б. В. Петровский, ознакомившись с машиной, сказал: «Я побывал во многих странах мира, однако ничего подобного нигде не видел».

иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР" ЗИЛ-3207 последнего выпуска
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР" ЗИЛ-3207 последнего выпуска

В начале мая 1967 года, во Франции г. Ницце ХVIII Международной автобусной неделе, в конкурсах и технических испытаниях участвовало 129 видов техники из 50 фирм, микроавтобус «Юность» получил 12 разных призов и бронзовую медаль.

иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"
Увидев на выставке ЗИЛ-118 были заявки на приобретение крупных партий микроавтобусов. На тот момент микроавтобусов «Юность» в мастерских было собрано всего 7 штук и в планах начать производство не было.
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"

В СССР на переговоры приехал Форд Генри-младший, для рассмотрения о продаже лицензии на производство ЗИЛ-118 под маркой Ford или даже о совместном выпуске «Юности». Сам Форд Генри-младший сказал: «Пусть лимузином пользуется моя дочь, а я буду ездить на „Юности“, которая нисколько не хуже». Г. Форд уехал ни с чем, но в гараже, музее Форда имеется одна из первых моделей ЗИЛ-118.

иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"
иллюстрация из моего журнала "Авто легенды СССР"

Автозавод ЗИЛ не смог усвоить серийное производство микроавтобусов, были попытки передать производство в Луганск. За все время было собрано ЗИЛ-118, ЗИЛ-118К и ЗИЛ-3207 около 100 единиц (94) техники до 1998 года. На ЗИЛ-3207 были применены агрегаты и детали последних лимузинов ЗИЛ-4104.

Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!

Группа в контакте "Авторемонт и техника"

Авто
5,66 млн интересуются