Найти тему
Russos

Инструкции написаны кровью, но мне повезло

Как вы знаете, в авиации инструкции написаны кровью. И мелочей не бывает. Да и не только в авиации, конечно. Когда-то давно я учился летать на планере (и, конечно, планирую вернуться к полетам) и у меня была возможность на собственном опыте убедиться, что мелочей не бывает!

Планер Бланик — учебная парта.
Планер Бланик — учебная парта.

Идет обучение полетов по кругу на Бланике с инструктором. Это отработка взлета и посадки. Взлетели, отцепились от буксировщика, сели. И такой вот конвейер.

Отлетали несколько кругов, Вильга (наш буксировщик) порулила заправляться. А так как жарко, то мы с инструктором отвязались из кабины и вылезли на поле.

Взлет планера на буксире.
Взлет планера на буксире.

Смотрим, заправка самолета закончилась и он рулит к нам. Значит нам пора обратно в кабину — залезли, привязались ремнями. Теперь надо проверить управление. Я проверил ход ручки управления — все норм. Все рулевые поверхности отклоняются до конца. А вот педали я только слегка нажал. Начало хода есть и хорошо.

Планер немного снесло боковым ветром.
Планер немного снесло боковым ветром.

Начали разбег, а ветер боковой. После отрыва планер блинчиком сносит в бок. Вильга еще катится. Тут надо пояснить, что планер отрывается от земли при меньшей скорости, чем буксировщик. И после отрыва надо лететь вдоль полосы на высоте около метра, не мешая буксировщику набирать скорость.

Взлет на буксире.
Взлет на буксире.

Я правую педаль нажимаю, а она не нажимается! Даю крен, так как нас уже снесло с полосы и под нами кустики и кажется мы их немного подровняли. Тут Вильга преодолела земное притяжение и пошла в набор. Мы за ней. Инструктор тут сзади — Александр, вы, далее непереводимая игра слов, одиом и выражений.

Я ему, мол педаль не работает. Он такой, да ладно! Пробует — и правда не работает. В общем, доложились РП (руководитель полета), аккуратно набрали высоту, отцепились.

Набор высоты.
Набор высоты.

Стали смотреть. Управление от ручки нормально, а вот педали и правду не нажимаются. Есть небольшое нажатие, но этого недостаточно. «Потрясли» планер знакопеременными перегрузками, вдруг закусило тросик. Но нет, не помогло. Тут я решил как-то устроится поудобнее и стал поддягивать привязную систему —мало ли, сейчас какая посадка будет. Аварийная же!

Тут педаль и нажалась. Короче, я когда привязывался второй раз, то своей лямкой зацепил педаль инструктора. Минимальный ход был, а больше нет.

Мое место. Вот сверху и справа торчит кусок трубы — это и есть часть педали инструктора, которую я зацепил ремнем.
Мое место. Вот сверху и справа торчит кусок трубы — это и есть часть педали инструктора, которую я зацепил ремнем.

Так вот я на собственном опыте уяснил, что мелочей в авиации не бывает.

От этого зависит ваша жизнь. Конечно, в данном ситуации ничего страшного не было, у меня за спиной сидел Олег, профессиональный инструктор и спортсмен. Я, кстати, до сих пор не знаю, заметил ли он до взлета это. И не решил ли он таким образом мне дать небольшой урок.

Летайте! Это здорово!
Летайте! Это здорово!