Найти в Дзене

ЗиС-127 – первопроходец среди междугородних автобусов СССР

Всем привет!

Междугородним автобусам в нашей стране стали уделять внимание после войны, когда выяснилось, что железнодорожных путей между городами не хватает, и для улучшения транспортной инфраструктуры нужны специальные комфортабельные автобусы. Первым из таких и стал наш сегодняшний герой ЗиС-127.

Источник фото: ttransport.ru
Источник фото: ttransport.ru

История этого автобуса началась в 1951 г., и уже через два года опытные машины, получившие индекс Э127, отправились на испытания. Впоследствии автобус, запущенный в серию в 1955 г., претерпел изменения: его укоротили, а сзади вместо бензинового мотора установили дизель объемом почти 7 л и мощностью 165 л. с. Двигатель оказался очень подходящим для междугороднего автобуса: ЗиС-127 на трассе мог разгоняться до 95 км/ч, что по тем временам было очень высоким показателем.

Внешне автобус разительно отличался от основного пассажирского транспорта того времени – ЗиС-155, о котором я писал здесь. Достаточно взглянуть на передок: обилие хрома, крупные фары и огромная эмблема даже сегодня украшает машину. Сзади же создатели не сильно заморачивались: угадываются сходства с устаревшим ЗиС-154, а фонари остались неизменными:

ЗиС-127 сзади. Источник фото: kolesa.ru
ЗиС-127 сзади. Источник фото: kolesa.ru

Главное достоинство автобуса крылось внутри. Под полом расположилось багажное отделение, а в стильно оформленном салоне 32 сидячих места, спинки которых откидывались, а над сидениями расположились сетки для ручной клади.

Салон ЗиС-127. Источник фото: kolesa.ru
Салон ЗиС-127. Источник фото: kolesa.ru

Отдельного внимания заслуживает водительское место. Оно не менее стильно, чем пассажирский салон, а удобством для водителя были гидроусилитель руля и 4-ступенчатая коробка передач, в которой не нужно было постоянно переключать скорости, как на ЗиС-155. Приятным бонусом также стал радиоприемник, который помогал скрашивать долгий путь.

Кабина ЗиС-127. Источник фото: fotobus.msk.ru
Кабина ЗиС-127. Источник фото: fotobus.msk.ru

До 1961 г. был выпущен 851 автобус марки ЗиС-127. Однако существовали не только междугородние автобусы, но и опытные городские и пригородные модификации:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Кроме того, на базе ЗиС-127 был создан опытный газотурбинный автобус Турбо-НАМИ-053 с двигателем невероятной мощностью 350 лошадок. По характеристикам, этот автобус мог разгоняться до 160 км/ч, но погубили машину расход топлива и большое число выбросов.

Турбо-НАМИ-053. Источник фото: Pinterest.ru
Турбо-НАМИ-053. Источник фото: Pinterest.ru

Стандартные же междугородние автобусы в основном связывали Москву с Ленинградом, Симферополем, Минском и другими крупными городами. Но также на ЗиС-127 перевозили пассажиров между аэропортом Внуково и гостиницей «Москва». Красивый блестящий автобус заметно выделялся в общем потоке и поражал своей скоростью.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Однако в начале 60х гг. этот лайнер быстро сдал свои позиции. Причина этому и проста и сложна одновременно: ширина автобуса оказалась на 18 см больше порогового значения, предписанного Международной конвенцией о дорожном движении, которой с конца 50х гг. подчинялся Советский Союз. В результате отечественного междугороднего транспорта в СССР на какое-то время почти не осталось: в основном на маршрутах стали курсировать венгерские Ikarus-55, о которых я вел рассказ здесь.

ЗиС-127 же стал потихоньку забываться, но сегодня о нем напоминают несколько музейных экземпляров, самый известный из которых находится в Таллине:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

ЗиС-127 – важный шаг советского автопрома. Он оказался не самым удачным, но зато стал первым опытом создания междугородних автобусов, которого стали придерживаться при создании последующих машин подобного назначения.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!