Пожалуй, один из наиболее актуальных вопросов для автовладельцев зимой – как прогреть машину и самое главное – как сделать это правильно, без ущерба двигателю? Разбираемся вместе с экспертами.
А если не прогреть?
Прогревать или нет – вот в чем вопрос. Ответ на него, казалось бы, очевиден, но не для всех автовладельцев. Многие до сих пор убеждены: в мороз двигатель изнашивается быстрее. Однако это заблуждение, особенно если речь идет о двигателе современного образца. Такие моторы не требуют дополнительного прогрева, потому что у них есть система впрыска – она и определяет параметры двигателя.
Иными словами, двигатели на современных машинах даже в морозную погоду прогреваются сами – в автоматическом режиме. Электронные системы считывают температуру за бортом, определяют, когда нужно начать обогрев.
Что действительно важно – так это не допускать перегрузок двигателя непосредственно после старта в условиях низкой температуры. И топливо, и масло, и компоненты смазочного типа – все это должно нагреваться как можно более плавно. Так что машинам нового поколения действительно достаточно пары минут в режиме «вхолостую», чтобы начать движение.
Когда и как прогревать
Мнения экспертов по вопросу целесообразности прогревания машины зимой разделились. Некоторые считают, что дополнительный прогрев не нужен, если температура воздуха умеренно низкая – до минус 15 градусов. Сторонники такого мнения приводят аргумент: качественные моторные масла гарантируют стабильную работу двигателя и поддерживают его ресурс при отрицательной температуре.
А если температура опускается ниже, чем минус 15 градусов по Цельсию? Здесь появляются ограничения, связанные с запуском, и они зависят, в первую очередь, от типа двигателя.
Бензин
Атмосферный двигатель, работающий на бензине, нет необходимости прогревать даже в самую морозную погоду. Что касается моторов с турбиной, то на прогревание желательно потратить порядка 50-60 секунд – этого будет достаточно для того, чтобы турбина как следует прогрелась, а смазочная система запустилась.
Дизель
На прогревание дизельного мотора нужно чуть больше времени – как для двигателя с турбиной, так и для двигателя без нее. Если температура воздуха опустилась ниже минус 15 градусов, прогревать машину нужно в течение минимум трех минут.
Эксперты объясняют: солярка в условиях минусовой температуры становится густой. Для разжижения в фильтрах топлива автомобиль необходимо прогревать. Впрочем, даже если этой рекомендацией пренебречь, катастрофы не произойдет.
ДВС и гибриды
Гибрид обладает свойством в автоматическом режиме определять оптимальный режим функционирования. Зимой, когда температура опускается ниже нуля, двигатель внутреннего сгорания начинает работу по «указу» электронных систем – сразу после того, как автовладелец включает свою машину. Так что специально прогревать авто не нужно. Для собственного спокойствия водитель может включить приборную панель, фары и подождать буквально несколько секунд.
Электромоторы
В данном случае, вопрос, прогревать машину зимой или нет, в принципе не имеет никакого смысла – нагревание электрического мотора запрещено, что отражено в эксплуатационных материалах машины. Все, что можно делать – охлаждать мотор.
Электрическому мотору минусовая температура идет исключительно на пользу. Более того, температура минус 270 градусов считается для таких двигателей оптимальной. В таких условиях фиксируется сверхпроводимость, но узнать об этом на практике, по понятным причинам, не получится.
В целом, двигатели современного образца не нуждаются в прогреве, в том числе, при работе вхолостую. Однако нагружать машину непосредственно после запуска не рекомендуется. Стартовать желательно спокойно, плавно – уже при движении, в условиях повышающейся нагрузки, значения приближаются к рабочим, и нормально функционировать начинают и мотор, и прочие системы и узлы транспортного средства.
Моторы на современных машинах работают в комплексе с различными датчиками и на современных, качественных маслах. Все это способствует долговечности и стабильности работы двигателя. Важно отметить, что мотор, как показывает практика, быстрее и эффективнее всего прогревается именно при движении.
Важно! Если температура понизилась до серьезных значений, то важно трогаться с места плавно, особенно если это полноприводная машина.
Прогреваем машину правильно
Автовладельцы, которые в силу тех или иных причин не готовы отказаться от прогревания своих машин зимой, могут ориентироваться на следующие рекомендации.
- сначала включается ближний свет и работает в течение полминуты;
- устанавливается нейтральная передача – так запустить двигатель будет проще. Если машина работает на дизеле, нужно подождать, пока перестанет гореть спираль топливных свечей.
В случае, если машина с первого раза не запускается, нужно подождать чуть меньше минуты, и только затем предпринимать следующую попытку. Не рекомендуется тут же запускать обогрев стекол – сначала должен включиться двигатель.
Совет: стартовать лучше с минимальной скорости, плавно увеличивая ее на протяжении десяти минут. Первый километр пути имеет смысл двигаться со скоростью максимум 60 км/ч. Это позволит снять нагрузку с мотора и минимизировать риск износа элементов системы автомобиля.
Если нужно быстро прогреть машину зимой
От чего зависит скорость прогревания автомобиля:
- объем мотора;
- класс энергоэффективности двигателя;
- габариты машины.
Многое зависит от состояния автомобиля и характера неисправностей, если они есть. Если термостат работает с перебоями, или салонный фильтр давно не очищался, прогреть машину быстро, скорее всего, не получится.
Полезные советы: как прогреть машину быстро
- Правильный выбор парковки – лучше встать там, где есть теплотрасса. Это место найти легко – на нем снег тает даже в сильные морозы.
- Повышение количества оборотов мотора. Чем выше обороты, тем быстрее нагреется автомобиль. Многие автовладельцы просто нажимают на акселератор, таким образом, увеличивая скорость работы двигателя до 2,5 тыс. оборотов в минуту.
- Нормализация температуры отопителя. Если объем у двигателя небольшой, то радиатор может препятствовать быстрому прогреванию как деталей авто, так и его салона. Вентилятор работает очень быстро, внутрь идет холодный воздух. Полезный совет – включить первую скорость и ждать, пока оттает лобовое стекло.
Еще один совет – не глушить двигатель. Однако этот совет актуален, разве что, для действительно холодного и сурового арктического климата. Если речь идет о средней полосе, можно обойтись более простым решением – установить автозапуск, который будет срабатывать в условиях определенной температуры воздуха. Если мотор остынет, система вновь обеспечит его запуск. То есть, ночью автомобиль промерзнуть просто не успеет, и утром его можно будет быстро прогреть и не опоздать на работу.
Эксплуатация автомобиля зимой имеет массу нюансов, и готовиться к холодному сезону необходимо заранее: машина должна быть полностью исправна. С особым вниманием стоит отнестись к ее состоянию, если планируются длительные поездки. У водителя, на случай непредвиденных обстоятельств, всегда должен быть “план Б”, и этим планом может быть Автоассист24 - профессиональная техническая помощь на дорогах, эвакуация и другие услуги в режиме 24/7. Узнайте больше о возможностях сервиса и тарифах здесь.