Готовиться к приему и эксплуатации нового самолета Ту-154 в Украинском управлении гражданской авиации СССР начали в 1971 году. При этом аэропортами приема поначалу рассматривались киевский Борисполь, а также Симферополь и Одесса, в которых уже существовала необходимая инфраструктура. Среди них первым принимать регулярные рейсы, выполняемые на Ту-154, стал Симферополь. 11 мая 1971 года приказом министра гражданской авиации СССР №225 было утверждено расписание, согласно которому с 15 мая начались регулярные почтово-грузовые рейсы московских «сто пятьдесят четвертых» по маршруту Москва (Внуково) — Симферополь. А 4 апреля 1972 года открылся пассажирский рейс №1641/1642 Внуково — Симферополь на 144-местных Ту-154, который выполнялся три раза в неделю по вторникам, средам и пятницам.
Собственных «сто пятьдесят четвертых» украинским авиаторам довелось ждать еще несколько лет. Осенью 1973 года началось обучение на новый тип лайнера. Пилотов и инженерно-технический состав отправили на переучивание, соответственно, в Ульяновскую ШВЛП и Внуковское авиапредприятие. Затем летный и наземный составы некоторое время проходили дополнительное обучение во Внуково. В 1974 году в 222-м летном отряде Бориспольского авиапредприятия организовали авиаэскадрилью Ту-154.
Первыми в Украинском управлении освоили Ту-154 инженер-пилот 1-го класса И.Г. Смилянский, ставший потом командиром Бориспольского авиапредприятия. Первый «сто пятьдесят четвертый» поступил в 222-й отряд 9 августа 1974 года. Это был СССР-85022, на два месяца прикомандированный из Управления международных воздушных сообщений.
Первый рейс с пассажирами на этом самолете выполнил 15 августа 1974 года экипаж во главе с А. Левчуком. Он доставил из Борисполя в Актюбинск 120 украинских комбайнеров, отправленных на помощь в уборке урожая местным колхозам и совхозам. В течение следующего месяца экипажи 222-го отряда выполняли в основном эпизодические рейсы и тренировочные полеты.
В сентябре 1974 года с Куйбышевского авиазавода в Борисполь прибыли два новеньких Ту-154А, СССР-85074 и СССР-85075. Это событие положило начало регулярным пассажирским перевозкам на Ту-154 в Украинском управлении ГА.
25 октября 1974 года экипаж под управлением командира корабля А. Левчука выполнил первый в истории Украинского управления ГА пассажирский рейс на Ту-154 № 7381/7382 по маршруту Киев (Борисполь) — Челябинск — Новосибирск — Иркутск, связавший столицу УССР с Восточной Сибирью.
В 1975 году в Борисполь поступило ещё три новых Ту-154А — СССР-85084, -85093 и -85108. Что позволило расширить маршрутную сеть авиапредприятия: 1 июня 1975 года был открыт рейс №7263/7264 Киев — Омск — Иркутск — Хабаровск.
В 1975 году аэропорт Одесса стал принимать транзитный международный рейс на Ту-154 SU445 Москва (Шереметьево) — Одесса — Каир — Хартум — Энтеббе — Найроби — Дар-эс-Салам, который выполняли московские авиаторы. В Одессе промежуточную посадку делали для того, чтобы забрать моряков и других специалистов, работавших в странах Африки вахтовым методом. К лету 1977 года через Одесский аэропорт выполняли уже восемь международных рейсов из Москвы в Аден, Дар-эс-Салам, Каир, Кано, Котону, Малабо, Мапуту, Могадишо, Найроби, Нджамену, Сану, Триполи, Хартум, Энтеббе.
Первые международные рейсы на Ту-154 киевляне выполнили в весенне-летнюю навигацию 1976 года: SU665/666 Киев (Борисполь) — Берлин (Шенефельд) и SU675/676 Киев (Борисполь) — Прага. Ту-154 заменил на этих направлениях Ил-18. Рейс в Берлин выполнялся шесть раз в неделю: по вторникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. Рейс в Прагу — трижды в неделю: по понедельникам, средам и пятницам. Летом 1977 года из Борисполя стали выполнять ещё один международный рейс –SU687/688 Киев — Белград.
В 1976 году киевляне получили свои первые Ту-154Б: СССР-85131 (знаменитый тем, что под конец своей службы исполнил главную роль в фильме «Экипаж» Александра Митты, ставший первым советским блокбастером, собравшим рекордные кассовые сборы в 1979 — 1982 гг.), -85137 и -85152.
В конце 1976 года были реконструированы ВПП для приема Ту-154 в аэропортах Днепропетровск и Донецк. 2 декабря для приемки инфраструктуры Днепропетровского аэропорта из аэропорта Борисполь выполнен технический рейс на Ту-154Б СССР-85152 с комиссией на борту. Этот же самолет через два дня выполнил технический рейс в аэропорт Донецк. По результатам приемки оба аэропорта были допущены к обслуживанию Ту-154 с 1 января 1977 года. И 2 января Ту-154 украинского управления связал эти два города с Ленинградом.
В течение 1977 года авиаторы Борисполя избавились от Ту-104, в а 1978 году — и от Ил-18, после чего Ту-154 на долгие годы стал основным типом воздушного судна главного авиапредприятия столицы Украинской ССР.
Решение о начале эксплатации самолетов типа Ту-154 в Одесском 90-м летном отряде было принято на рубеже 1976-1977 гг. В феврале 1978 года группа первичной подготовки командиров кораблей, вторых пилотов и штурманов поехала в УТО-8 в киевским аэропорту Борисполь. К январю 1979 года было сформировано несколько экипажей, которые приступили к самостоятельным полетам на самолетах и по маршрутам 222-го киевского авиаотряда. Среди командиров, кто первым освоил этот лайнер в Одессе были В.С. Чуприна, В.М. Хмель, А.П. Коротков, Е.Н. Варламов, Г.К. Гавриленко. К тому времени в Одессе эксплуатировалось большое количество Ту-104, постепенный вывод которых из эксплуатации и замена на Ту-154 планировался на 1980-1981 гг. Однако авария одесского Ту-104Б в московском аэропорту Внуково 17 марта 1979 года резко изменила планы и все пассажирские Ту-104 было решено вывести из эксплуатации уже в 1979 году. Поэтому к началу летней навигации 1979 года одесситы взяли в аренду методом кооперации у киевлян несколько Ту-154 и приступили к работе из своего родного аэропорта. Среди арендованных Ту-154 были 85093, 85316 и 85350.
К ноябрю 1979 года 90-й авиаотряд полностью вывел из эксплуатации Ту-104 и перешел на Ту-154.
В течение 1980 года одесситы летали на киевских машинах, а 9 января 1981 года 90-й отряд получил в свое распоряжение первый Ту-154Б СССР-85179. Он прибыл в Одессу из ЦУМВС и еще нес на своем борту логотип XXII Олимпийских игр и надпись «Official Olympic carrier». Вслед за ним, 11 января из Борисполя поступил Ту-154Б СССР-85152, а 15 января оттуда же прибыл Ту-154Б СССР-85068. Всего за 1981 год поступило семь Ту-154Б: летом добавились 85075, 85118, 85137 и 85218.
15 июня 1982 года принял свой первый Ту-154 аэропорт Гавришевка в Виннице. Старый аэропорт имел грунтовую ВПП и располагался на территории современного авиаремонтного завода на Немировском шоссе. Полностью новый аэропортовый комплекс был сдан в эксплуатацию в 1983 году.
В том же году «сто пятьдесят четвертые» стал принимать и аэропорт Кривого Рога. Первоначально оттуда был один рейс №1711/1712 Кривой Рог — Москва (Внуково), а к концу восьмидесятых годов Ту-154 связал Кривой Рог с Братском, Магаданом, Мурманском, Ленинградом, Львовом, Новосибирском, Свердловском, Ташкентом.
В 1983 году из аэропорта Симферополь начались рейсы за рубеж: в Берлин и Прагу. Рейсы выполняли авиаторы 222-го авиаотряда.
В самом конце октября 1983 года Ту-154Б-2 СССР-85526 под управлением бориспольского экипажа в составе командира В.Л. Тимохина, второго пилота В.А. Крупчана, штурмана В.С. Махинько, бортинженера Б.С. Ягодинова, бортпроводников Т.И. Радионовой и Н.Н. Гаценко, совершил первый технический рейс в Запорожье. Газета «Индустриальное Запорожье» от 30 октября писала, что к этому событию тщательно готовились: «Была реконструирована взлетно-посадочная полоса, подготовлены специалисты и службы, аэродромное оборудование, спецавтотранспорт...» На борту Ту-154 прибыла делегация Украинского управления ГА во главе с его начальником А.М. Горяшко. С 1 января 1984 года аэропорт Запорожье стал принимать самолеты Ту-154 на регулярной основе.
1 января 1985 года регулярные пассажирские рейсы на Ту-154 стали выполнять из аэропорта Львов. Маршруты с промежуточной посадкой в Борисполе пролегли в Нижневартовск, Новый Уренгой и Сургут, где работали вахтовым методом львовские специалисты.
В декабре 1985 года новым эксплуатантом Ту-154 стал Ворошиловградский (с 1990 года Луганский) объединенный авиаотряд. Как вспоминал ветеран этого авиапредприятия Николай Кайдаш: «Первый Ту-154 совершил посадку и встал на «якорь» в Ворошиловградском ОАО 24 декабря 1985 года. Первый рейс Ворошиловград — Москва совершил наш экипаж в составе: пилот-инструктор Головатюк, командир-стажер Марченко, штурман Бей, бортинженер Бирюков, бортпроводницы Шаповалова и Степаненко. Всего у нас было пять экипажей, где командирами были Головатюк, Плетнев, Головченко, Фоменко и Ткаченко».
Поначалу ворошиловградцы летали на бориспольских и одесских самолетах, используя их по методу кооперации предприятий, а в начале девяностых годов в Луганске было уже три своих Ту-154Б-2. К тому времени маршрутная сеть включала не только Москву, но и Мурманск, Львов, Сочи, Сургут, Ташкент.
В 1989 году принимать Ту-154 стал Николаевский аэропорт. Бориспольские самолеты и экипажи выполняли оттуда два рейса в сутки в московский аэропорт Внуково.
Пика эксплуатация Ту-154 в Украинском управлении гражданской авиации СССР достигла летом 1991 года, когда в трех подразделениях работало 38 самолетов: в Борисполе — 22, Одессе — 14, Луганске — 2. На них выполняли 98 рейсов от Парижа до Владивостока. Летом 1991 года украинские авиаторы получили с завода свои первые новенькие Ту-154М.
Справочные данные:
Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Бориспольском ОАО с 1974 по 1991 гг:
85022, 85065, 85068, 85074, 85075, 85084, 85093, 85108, 85117, 85118, 85131, 85137, 85152, 85179, 85197, 85218, 85232, 85244, 85269, 85288, 85316, 85350, 85362, 85368, 85379, 85395, 85399, 85407, 85424, 85460, 85476, 85482, 85490, 85499, 85513, 85526, 85535, 85700, 85701, 85707.
Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Одесском ОАО с 1981 по 1991 гг:
85025, 85068, 85074, 85075, 85116, 85117, 85118, 85132, 85137, 85148, 85152, 85154, 85179, 85218, 85232, 85288, 85710.
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Борисполя, 222-й ло:
Направление/годы работы
Актюбинск (обратно через Кустанай) 1985 -
Белград 1977 -
Берлин 1976 -
Брюссель 1990 -
Будапешт 1988 -
Бухара 1990 -
Варна 1989 -
Владивосток через Целиноград, Барнаул, Братск 1978 - 1979
Владивосток через Актюбинск, Барнаул, Братск 1978 - 1979
Владивосток через Целиноград, Иркутск 1980 - 1981
Владивосток через Целиноград, Барнаул, Читу 1982
Владивосток через Кокчетав, Барнаул, Читу 1983 -
Владивосток через Целиноград, Барнаул, Братск 1983 -
Владивосток через Омск, Иркутск 1991
Донецк 1982 -
Дрезден 1985 -
Дюссельдорф 1980 -
Иркутск через Челябинск, Новосибирск 1974 - 1975
Иркутск через Омск 1975 - 1976, 1980 -
Иркутск через Свердловск 1975 -1976
Иркутск через Кокчетав 1977
Иркутск через Челябинск 1977
Караганда 1983 -
Кустанай (обратно через Актюбинск) 1985 -
Лейпциг 1985 -
Ленинград 1980
Минеральные Воды 1980
Москва (Внуково) 1979 -
Мурманск 1982 -
Надым 1989 -
Нефтеюганск 1987 -
Нижневартовск 1985 -
Новосибирск через Пермь 1979 -
Новый Уренгой 1989 -
Норильск через Пермь 1991
Ноябрьск 1989 -
Париж 1985 -
Прага 1976 -
Свердловск 1977 -
Симферополь 1978 -
София 1986 -
Сочи 1976 -
Сургут 1984 -
Сухуми 1990 -
Тбилиси 1976 -
Тюмень 1977 -
Франкфурт на Майне 1990 -
Хабаровск через Омск, Иркутск 1975 — 1976, 1978 -
Хабаровск через Свердловск, Барнаул, Иркутск 1975 - 1976
Хабаровск через Челябинск, Новосибирск, Иркутск 1975 - 1976
Хабаровск через Челябинск, Иркутск 1977
Челябинск 1978 -
Чимкент через Сочи 1991 -
Чита через Актюбинск, Барнаул 1980 -
Штуттгарт 1991 -
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Одессы, 90-й ло:
Направление/годы работы
Владивосток через Челябинск, Новосибирск, Читу 1983 - 1985
Владивосток через Уфу, Новосибирск, Читу 1985
Владивосток через Кокчетав, Читу 1986 - 1990
Владивосток через Челябинск, Новокузнецк, Читу 1991
Душанбе через Ереван 1990 -
Душанбе через Махачкалу 1990 -
Иркутск через Ворошиловград, Пермь 1986 - 1990
Иркутск через Ворошиловград, Тюмень 1986 - 1990
Москва (Внуково) 1979 -
Новосибирск через Ижевск 1986 -
Ноябрьск 1990 -
Свердловск 1983 -
Ташкент через Грозный 1985 -
Ташкент через Ворошиловград 1986 - 1988
Хабаровск через Пермь, Иркутск 1982 - 1985
Хабаровск через Тюмень, Иркутск 1982 - 1985
Хабаровск через Кокчетав, Читу 1986 - 1989
Хабаровск через Тюмень, Читу 1990 -
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Ворошиловграда (Луганска), 99-й ло:
Направление/годы работы
Львов 1991
Москва (Внуково) 1986 -
Мурманск 1990 -
Сочи 1990 -
Сургут 1990 -
Ташкент 1990 -
Тюмень 1990 -
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Днепропетровска:
Направление/годы работы
Ленинград (222-й ло)1977 -
Москва (Внуково) (222-й ло)1980 - 1981
Москва (Внуково)(90-й ло) 1982 -
Свердловск (222-й ло)1978 - 1982
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Донецка:
Направление/годы работы
Ленинград (222-й ло)1977 -
Москва (Внуково)(222-й ло) 1980 - 1984
Москва (Внуково)(90-й ло) 1982 - 1983
Свердловск (222-й ло) 1977 -1982
Свердловск (90-й ло) 1983 -
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Симферополя:
Направление/годы работы
Берлин (222-й ло) 1983 -
Братислава (222-й ло) 1988 -
Лейпциг (222-й ло) 1988 -
Москва (Внуково) (90-й ло и 222-й ло) 1979 — 1982
Прага (222-й ло) 1983 -
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Винницы:
Направление/годы работы
Ленинград (222-й ло) 1983 -
Москва (Внуково) (90-й ло) 1982
Москва (Внуково) (222-й ло) 1983 -
Симферополь (222-й ло) 1983 -
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Львова:
Направление/годы работы
Москва (Внуково) (90-й ло) 1985
Москва (Внуково) (222-й ло) 1986
Нижневартовск через Киев (222-й ло) 1985 -
Новый Уренгой через Киев (222-й ло) 1985 -
Сургут через Киев (222-й ло) 1985 -
Хронология открытия рейсов УТУ ГА из Москвы (Внуково):
Направление/годы работы
Запорожье (90-й ло) 1984 -
Кривой Рог (90-й ло) 1982 -
Николаев (222-й ло) 1989 -
При написании данной статьи использованы материалы из моей статьи в журнале «Авиация и Время» №6 за 2018 год.
Спасибо за внимание!