Роль антифриза можно объяснить так: без него не будет работать двигатель, и, соответственно, машина. Поэтому опытные автовладельцы, поддерживающие своего «железного коня» в рабочем состоянии, с вниманием подходят к выбору охлаждающей жидкости и к регулярности ее замены. Как выбирать антифриз, когда и как его менять – рассказываем в этой статье.
Антифриз – не что иное, как охлаждающая жидкость. Ее состав:
- Двухатомный спирт (пропиленгликоль, этиленгликоль, глицерин);
- Присадки антикоррозийного типа;
- Вода.
Именно такой состав обеспечивает жидкости устойчивость к воздействию к низким температурам – антифриз на морозе не замерзает. Этим и отличается в лучшую сторону от воды – да-да, когда-то вместо антифриза в радиаторы приходилось заливать именно воду. К чему это могло привести, помнят представители старшего поколения: вода при морозе превращалась в лед, если двигатель не работал, автодетали ржавели и покрывались накипью. Водители были вынуждены регулярно менять воду – наливать, сливать, что доставляло немало хлопот. Так что изобретение антифриза стало своего рода революцией и серьезным образом облегчило жизнь автолюбителям.
Антифриз: зачем он нужен
Антифриз нужен для охлаждения мотора. Как это происходит? Очень просто: по системам машины жидкость движется под действием специального насоса, за счет чего двигатель:
- Своевременно охлаждается;
- Сохраняет стабильную температуру.
Кроме того, антифриз обеспечивает системе охлаждения надежную защиту от следующих неприятностей:
- Образование ржавчины;
- Замерзание;
- Появление накипи.
Охлаждающая жидкость продлевает срок службы уплотнителей, шлангов из резины, деталей из пластика, которые со временем растрескиваются и ссыхаются. В комплексе, благодаря антифризу двигатель работает стабильно даже в сильные морозы.
Зачем менять антифриз
Каждый начинающий автовладелец знает, что необходимо менять моторное масло. Однако, увы, не все знают, что регулярно нужно менять и антифриз. Водители, которые считают, что делать это необязательно, сильно заблуждаются, и, как следствие, подвергают свой автомобиль серьезному риску – может выйти из строя и мотор, и другие детали, и даже целые узлы.
Зачем менять антифриз регулярно? С течением времени свойства, которыми обладают присадки в составе жидкости, утрачиваются. Соответственно, антифриз перестает обеспечивать защиту от коррозии и других воздействий.
Система, внутри которой находится старый антифриз, изнутри покрывается наростами ржавчины. Она высыхает, ее куски попадают в термостат и в радиатор. Результат – мотор перегревается, его мощность снижается, расход топлива повышается. В худшем случае двигатель ломается, а его ремонт, как известно, обходится недешево.
Когда менять антифриз
О регулярности замены антифриза можно узнать из руководства по использованию охлаждающей жидкости. Стандартный срок – один раз в два года. В продаже сегодня есть и долгоиграющие антифризы – их можно менять раз в три-четыре года.
Периодичность замены антифриза зависит также и от условий эксплуатации автомобиля. Часто менять его придется, если машина:
- Подолгу стоит в пробках;
- Ездит преимущественно по сложным дорогам.
В таких условиях мотор принимает на себя максимальную нагрузку, соответственно, обслуживать его нужно более тщательно, в том числе, и менять антифриз.
Обратите внимание! Чтобы не пропустить срок замены антифриза, можно периодически проверять расширительный бачок. Если уровень охлаждающей жидкости достиг отметки «минимум» или опустился ниже, следует заменить антифриз как можно скорее. Также можно определить необходимость в замене по цвету охлаждающей жидкости – если он изменился, значит, пора.
Антифриз: его разновидности
Современные автомагазины предлагают широкий ассортимент охлаждающих жидкостей, которые различаются преимущественно по цвету и по составу.
Традиционный антифриз – неорганический
В составе таких жидкостей присутствуют нитриты, бораты, фосфаты, силикаты и другие соединения неорганического типа – именно они обеспечивают защиту от коррозии. Несколько десятков лет назад аналогом традиционного антифриза считался тосол.
У этого вида антифриза, скорее, больше недостатков, чем преимуществ. Его эксплуатационный срок, к примеру, не превышает двух лет. Такой антифриз оставляет на деталях, выполненных из металла, следы в виде пленки. Она, конечно, защищает от ржавчины, но негативно влияет на отвод тепла.
Для машин с двигателями предыдущих поколений это не представляет проблемы, однако новые моторы могут серьезно пострадать в результате перегрева.
Карбоксилатный антифриз – органический
Такую охлаждающую жидкость легко узнать по маркировке G12 и G12+. Функции присадок в их составе выполняют кислоты органического типа – они не оставляют не деталях следов в виде налета или накипи. Для алюминиевых моторов такие жидкости подходят идеально.
Органический антифриз не влияет на состояние патрубков – пленка не появляется, так что теплопроводность повышается. Риск того, что сухие куски попадут в охлаждающую систему, равен нулю. Срок службы такого антифриза – порядка пяти лет.
Мотор под воздействием органической жидкости охлаждается эффективно, так как в составе антифриза присутствуют карбоксилаты, защищающие металлические поверхности от кавитации и от ржавчины.
Гибридный антифриз
Гибридный антифриз имеет маркировку G11, в его составе присутствуют кислоты как неорганического, так и органического типа. Именно за счет такого состава обеспечивается комплексная защита.
Антифриз гибридного типа уступает своему органическому аналогу по ряду свойств, в том числе, по эффективности охлаждения двигателя, а срок его эксплуатации не превышает трех лет.
Лобридный антифриз
Антифриз такого типа имеет маркировку G12++ и G13. Как и гибридная жидкость, он относится к категории комбинированных составов – в его основе присутствуют минеральные и органические ингибиторы. Они формируют на поверхности деталей тончайшую пленку, присадки в составе обеспечивают точечное воздействие и «работают» только там, где ржавчина уже есть.
Лобридные антифризы считаются самыми дорогими, что объясняется спецификой их производства. Такие охлаждающие жидкости можно выбирать для двигателей нового поколения.
Как выбрать антифриз по цвету
Антифризы различаются по оттенкам – они бывают:
- Фиолетовыми;
- Зелеными;
- Синими;
- Красными.
О чем говорит цвет антифриза? Практически ни о чем – он не определяет ни качество жидкости, ни его состав. Все дело в используемых красителях, и производители сами выбирают конкретный оттенок.
Некоторые бренды имеют свою классификацию. К примеру, у VAG зеленые антифризы – это гибридные жидкости, органические имеют красный оттенок, для лобридных антифризов используется фиолетовый краситель.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости?
От этого лучше отказаться, даже если антифризы имеют одинаковый оттенок. Их характеристики могут быть слишком разными – они вступят в реакцию, результатом которой станет осадок, причем, не способный растворяться. Итог – снижение эффективности теплообмена, и, как следствие, перегрев мотора.
Под воздействием смешанных антифризов детали из резины могут утратить плотность, также снижаются свойства, препятствующие образованию ржавчины, а риск появления коррозии внутри охладительной системы повысится в разы.
Рекомендуется использовать только сертифицированный антифриз – тот, который указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. Узнать, какая охлаждающая жидкость подойдет для мотора, можно у специалистов на СТО.
Куда и как заливать
Охлаждающая жидкость заливается в расширительный бачок. Делать это следует поэтапно, небольшими порциями – в противном случае может появиться воздушная пробка. После того, как антифриз залит, необходимо запустить мотор и оставить его в работающем состоянии в течение 10-15 минут. Одновременно важно наблюдать за тем, как ведет себя охлаждающая жидкость. Если потребуется, нужно будет долить ее до финальной отметки.
Важно! Обращаться с антифризом нужно очень аккуратно – жидкость токсична. Если она попала на кожу, необходимо оперативно промыть ее водой.
Соблюдение всех рекомендаций, перечисленных в этой статье – залог того, что ваш автомобиль даже в суровых зимних условиях будет работать стабильно и не подведет на дороге. Если неприятность все-таки случилась, и машина вышла из строя даже по какой-либо другой причине, на помощь придет Автоассист24. Узнайте больше об услугах и тарифах здесь.