По данным Росстата, 42% жителей России постоянно пользуются общественным транспортом и вынуждены проводить часть жизни в ожидании на остановке. Но в большинстве случаев качество этих остановок — настоящая боль для людей. Почему так происходит?
Изучили, какими документами регулируется создание автобусных остановок в России и собрали несколько зарубежных примеров, как делают остановки «у них». Будет интересно.
Какими документами регулируются требования к остановкам общественного транспорта в России
Требования к остановкам общественного транспорта на автомобильных дорогах содержит отраслевой стандарт ОСТ 218.1.002–2003. Он регламентирует правила их размещения и перечень оборудования. При этом документ носит исключительно рекомендательный характер, поэтому реальные остановки часто делаются без оглядки на него. Во многом беда именно в необязательности соблюдения правил.
Посмотрим, какие требования здесь содержатся.
Автопавильон
Наличие какого-либо строения, хотя бы примитивного навеса, необходимо для защиты пассажиров от неблагоприятных факторов внешней среды – прямых солнечных лучей, дождя, снега. В ОСТ 218.1.002–2003 описаны автопавильоны двух типов:
- открытые – в виде навеса, со стенами, которые не доходят до перекрытия, с количеством стен не более двух;
- закрытые – не менее трех стен, доходящих до перекрытия.
Выбор конкретной конструкции остановки должен зависеть от климатических условий региона.
Существуют требования к размеру автопавильона. Его площадь определяют из расчета 1 кв. м на 4 ожидающих с учетом общего количества людей, которое собирается на остановке в час пик.
Скамья и урна
Стандарт предписывает устанавливать на остановке скамьи, но.их размер не регламентируется. Та же проблема с урной. Стандарт говорит, что она должна быть установлена снаружи у боковой стенки автопавильона. Но ей размеры стандартом не определены. Формально можно установить крошечную урну размером с пятилитровую бутылку, и это будет соответствовать стандарту. При этом урна будет постоянно полна, а площадь остановки — завалена мусором.
Освещение
ОСТ регламентирует наличие освещения только для остановках на дорогах I–III категорий. В основном это скоростные магистрали, дороги федерального и регионального значения между городами. В городе специальное освещение остановки не обязательно.
Разумеется, документ этим не ограничивается, но все основные требования, которые касаются пассажиров, мы перечислили.
В чем проблемы создания автобусных остановок в России
Недостатки российских автобусных остановок можно разделить на 3 группы:
- необязательность стандартов и нечеткие формулировки требований к остановкам;
- несоблюдение тех требований, что есть в стандартах;
- использование некачественных материалов.
Нечеткие формулировки в стандартах
По стандарту, основная функция остановки – защита пассажиров, ожидающих прибытия транспорта, от воздействия неблагоприятных природно-климатических факторов. Но, к сожалению, эта формулировка абстрактна. Как именно обеспечивать комфорт пассажиров, не указано.
В южных регионах, например, массово устанавливают автопавильоны со стенами и крышей из стекла. Причем устанавливают их не в тени, а как придётся. Соответствуют они требованиям стандарта? Формально — да. Защищают ли от палящего солнца в сорокаградусную жару? Пожалуй, нет.
В регионах с холодным климатом другая ситуация. Зимой ждать автобус приходится в 30-40-градусный мороз. Часто ожидание затягивается на полчаса. Может ли защитить от холода открытая остановка без отопителя? Разумеется, нет.
Совершенно очевидно, что стандарты должны быть обязательными, а с учетом огромной территории РФ – разрабатываться в зависимости от климатических условий конкретного региона. На севере – свои, на юге – свои.
Несоблюдение существующих стандартов
Городские власти часто устанавливают одинаковые автопавильоны во всех районах города – в центре и на окраинах. Это удобно и экономно. Правда, ни о каком расчете площади 1 кв. м на 4 пассажиров в час пик речь не идет. Как следствие, большинство людей на популярных станциях вынуждены дожидаться транспорта под открытым небом.
Некорректный выбор материалов и конструктивных решений
Автопавильоны должны быть надежно защищены от воздействия стихии или повреждения вандалами, иначе регион попадет в федеральные новости из-за того, что остановки падают на людей, как это произошло недавно в Перми.
К счастью, такие случаи редки, так какостановки чаще всего создаются использованием прочного металлического каркаса из профильных труб разного сечения. Но так бывает далеко не всегда.
Какими должны быть хорошие остановки: фото, обзор
В первую очередь остановке требуется достаточно большой навес, чтобы под ним можно было укрыться от косого ливня, метели, или солнечных лучей.
В экстремальных климатических условиях требуется круговая оборона от негативных природных факторов. Именно поэтому в развитых странах с жарким климатом или, наоборот, с очень холодным остановки делают полностью закрытыми.
В некоторых жарких странах, например, в ОАЭ или Саудовской Аравии, остановки оборудуют кондиционерами, стульями из металлопрофиля, светильниками – в вечернее и ночное время можно спокойно и с комфортом почитать книжку, полистать социальные сети.
Также можно оснащать остановки слаботочными розетками с портом USB, которые выручат, если разрядился мобильный телефон.
Заключение
Современные технологии позволяют создавать прочные и долговечные остановки, которые способны сделать жизнь горожан немного лучше и комфортнее. И городские администрации всё чаще понимают необходимость внедрения таких остановок и готовы выделять на их строительство деньги.
«Фортис Металл и Дизайн» − это современное производство изделий из металла, в том числе интерьерных решений и других уникальных конструкций из металла.
Подписывайтесь на наш канал, если хотите больше узнать о том, как украсить свой дом металлическими изделиями.