Найти тему

Какими должны быть современные остановки общественного транспорта: стандарты в России и за рубежом

Оглавление

По данным Росстата, 42% жителей России постоянно пользуются общественным транспортом и вынуждены проводить часть жизни в ожидании на остановке. Но в большинстве случаев качество этих остановок — настоящая боль для людей. Почему так происходит?

Изучили, какими документами регулируется создание автобусных остановок в России и собрали несколько зарубежных примеров, как делают остановки «у них». Будет интересно.

Какими документами регулируются требования к остановкам общественного транспорта в России

Требования к остановкам общественного транспорта на автомобильных дорогах содержит отраслевой стандарт ОСТ 218.1.002–2003. Он регламентирует правила их размещения и перечень оборудования. При этом документ носит исключительно рекомендательный характер, поэтому реальные остановки часто делаются без оглядки на него. Во многом беда именно в необязательности соблюдения правил.

Посмотрим, какие требования здесь содержатся.

Автопавильон

Наличие какого-либо строения, хотя бы примитивного навеса, необходимо для защиты пассажиров от неблагоприятных факторов внешней среды – прямых солнечных лучей, дождя, снега. В ОСТ 218.1.002–2003 описаны автопавильоны двух типов:

  • открытые – в виде навеса, со стенами, которые не доходят до перекрытия, с количеством стен не более двух;
  • закрытые – не менее трех стен, доходящих до перекрытия.

Выбор конкретной конструкции остановки должен зависеть от климатических условий региона.

Существуют требования к размеру автопавильона. Его площадь определяют из расчета 1 кв. м на 4 ожидающих с учетом общего количества людей, которое собирается на остановке в час пик.

Скамья и урна

Стандарт предписывает устанавливать на остановке скамьи, но.их размер не регламентируется. Та же проблема с урной. Стандарт говорит, что она должна быть установлена снаружи у боковой стенки автопавильона. Но ей размеры стандартом не определены. Формально можно установить крошечную урну размером с пятилитровую бутылку, и это будет соответствовать стандарту. При этом урна будет постоянно полна, а площадь остановки — завалена мусором.

Классические варианты остановок
Классические варианты остановок

-3

Освещение

ОСТ регламентирует наличие освещения только для остановках на дорогах I–III категорий. В основном это скоростные магистрали, дороги федерального и регионального значения между городами. В городе специальное освещение остановки не обязательно.

Варианты остановок с освещением, которые можно увидеть в Челябинске и Крыму
Варианты остановок с освещением, которые можно увидеть в Челябинске и Крыму

Разумеется, документ этим не ограничивается, но все основные требования, которые касаются пассажиров, мы перечислили.

В чем проблемы создания автобусных остановок в России

Недостатки российских автобусных остановок можно разделить на 3 группы:

  • необязательность стандартов и нечеткие формулировки требований к остановкам;
  • несоблюдение тех требований, что есть в стандартах;
  • использование некачественных материалов.

Нечеткие формулировки в стандартах

По стандарту, основная функция остановки – защита пассажиров, ожидающих прибытия транспорта, от воздействия неблагоприятных природно-климатических факторов. Но, к сожалению, эта формулировка абстрактна. Как именно обеспечивать комфорт пассажиров, не указано.

В южных регионах, например, массово устанавливают автопавильоны со стенами и крышей из стекла. Причем устанавливают их не в тени, а как придётся. Соответствуют они требованиям стандарта? Формально — да. Защищают ли от палящего солнца в сорокаградусную жару? Пожалуй, нет.

В регионах с холодным климатом другая ситуация. Зимой ждать автобус приходится в 30-40-градусный мороз. Часто ожидание затягивается на полчаса. Может ли защитить от холода открытая остановка без отопителя? Разумеется, нет.

Совершенно очевидно, что стандарты должны быть обязательными, а с учетом огромной территории РФ – разрабатываться в зависимости от климатических условий конкретного региона. На севере – свои, на юге – свои.

-5

Несоблюдение существующих стандартов

Городские власти часто устанавливают одинаковые автопавильоны во всех районах города – в центре и на окраинах. Это удобно и экономно. Правда, ни о каком расчете площади 1 кв. м на 4 пассажиров в час пик речь не идет. Как следствие, большинство людей на популярных станциях вынуждены дожидаться транспорта под открытым небом.

-6

Некорректный выбор материалов и конструктивных решений

Автопавильоны должны быть надежно защищены от воздействия стихии или повреждения вандалами, иначе регион попадет в федеральные новости из-за того, что остановки падают на людей, как это произошло недавно в Перми.

К счастью, такие случаи редки, так какостановки чаще всего создаются использованием прочного металлического каркаса из профильных труб разного сечения. Но так бывает далеко не всегда.

Современные остановки из металлоконструкций
Современные остановки из металлоконструкций

Какими должны быть хорошие остановки: фото, обзор

В первую очередь остановке требуется достаточно большой навес, чтобы под ним можно было укрыться от косого ливня, метели, или солнечных лучей.

В экстремальных климатических условиях требуется круговая оборона от негативных природных факторов. Именно поэтому в развитых странах с жарким климатом или, наоборот, с очень холодным остановки делают полностью закрытыми.

Оригинальная закрытая остановка
Оригинальная закрытая остановка

В некоторых жарких странах, например, в ОАЭ или Саудовской Аравии, остановки оборудуют кондиционерами, стульями из металлопрофиля, светильниками – в вечернее и ночное время можно спокойно и с комфортом почитать книжку, полистать социальные сети.

-9
К счастью, некоторым российским регионам то же есть чем похвастаться — примеры открытых остановок с ИК-обогревателями в Кемерово
К счастью, некоторым российским регионам то же есть чем похвастаться — примеры открытых остановок с ИК-обогревателями в Кемерово

А в Челябинске появились «умные» остановки с солнечной батареей, обогреваемой лавочкой и сенсорным дисплеем, который оповещает о прибытии транспорта
А в Челябинске появились «умные» остановки с солнечной батареей, обогреваемой лавочкой и сенсорным дисплеем, который оповещает о прибытии транспорта

Также можно оснащать остановки слаботочными розетками с портом USB, которые выручат, если разрядился мобильный телефон.

Остановка с портами USB для подзарядки гаджетов, а также точкой доступа Wi-Fi — примеры остановок в Минске, Республика Беларусь
Остановка с портами USB для подзарядки гаджетов, а также точкой доступа Wi-Fi — примеры остановок в Минске, Республика Беларусь

Заключение

Современные технологии позволяют создавать прочные и долговечные остановки, которые способны сделать жизнь горожан немного лучше и комфортнее. И городские администрации всё чаще понимают необходимость внедрения таких остановок и готовы выделять на их строительство деньги.

«Фортис Металл и Дизайн» − это современное производство изделий из металла, в том числе интерьерных решений и других уникальных конструкций из металла.

Подписывайтесь на наш канал, если хотите больше узнать о том, как украсить свой дом металлическими изделиями.