Найти тему
Юризмы и Историзмы

Красная Фемида: Дело танкера «Советский Азербайджан»

Оглавление

Вместо предисловия:

"Однажды мой вгиковский однокурсник Даня на лекции космонавта Валентина Лебедева наивно спросил:

-А в чем подвиг Гагарина?

Космонавт Лебедев вздохнул, глянул добродушно на всех нас и ответил:

- Даня, ты видел 10-этажный дом?

Даня кивнул.

- Ну вот представь, что все это горючее. А наверху сидишь ты в маленьком шарике. Внизу поджигают со словами "Юра, ты обязательно вернешься, мы все посчитали!""

А теперь ближе к теме..

В наше время все больше молодежи интересуются советским прошлым. Их привлекает величие супердержавы, второй страны после богатейших и могущественных США. Страны, которая фактически контролировала две третьих мира. Левые и интернет рассказывают нам удивительные вещи, в которые многие сейчас не могут поверить – о бесплатном жилье, медицине, образовании, путевках в пионерские лагеря и санатории для рабочих и их детей.

Правые и телевидение рассказывают всякие ужасы, в которые тоже трудно поверить: все в СССР было неправильно, половина граждан сидела в лагерях, а вторая половина охраняла, всех расстреливали, все, кого сажали, были непременно политическими. Можно подумать, что кошельков по трамваям в СССР никто не подрезал.

Особенную насмешку у либералов вызывают так называемые вредители – люди, совершавшие диверсии на производстве. С их точки зрения существование таких людей в СССР невероятно. Но так ли это? Были ли в СССР 30-х суды, и чем они занимались? Были ли уголовные преступники или все сидельцы были невинными жертвами режима? Давайте попробуем разобраться в этом объективно без политических аффектаций, спокойно и на конкретном примере.

Дело о пожаре

Совершим небольшую экскурсию в прошлое и рассмотрим одно такое дело советского суда, даже не о вредителях, всего лишь о раздолбаях. Но читатель сможет сделать для себя выводы – если таковы были раздолбаи, каковы же были вредители!

Итак, 1935 год. Каспийское море. 28 мая из порта Красноводск вышел танкер «Советский Азербайджан» с грузом нефти. Его буксировал пароход «Совет». Ночью на танкере возник пожар. Капитан буксира, недолго думая, скомандовал бежать с места катастрофы, хотя обязан был тушить пожар и спасать команду танкера. Через 45 минут хода он одумался и крайне медленно, за три часа, вернулся. К этому времени в живых остались два члена команды танкера, кои и были спасены.

29 мая буксир «Совет» вернулся в Красноводск, и сообщил о бедствии (радио у него не было). Только 31 мая на место трагедии был выслан спасательный пароход «Алеша Джапаридзе». Прибыв на место пожара, он застал «Советский Азербайджан» еще на плаву. Немного покрутившись вокруг него, он так и не решил, что делать, а после взрыва кормовой цистерны горящего танкера, развернулся и ушел в порт приписки.

Вечером 31 мая Каспийское пароходство отправило к месту катастрофы пароход «Лафарг». ОН прибыл лишь 1 июня, утром, и члены его команды, не успев что-либо предпринять, наблюдали затопление «Советского Азербайджана».

Итоги катастрофы были таковы – 27 человек погибло в огне и утонуло, причем восемь утонули из-за бегства буксира. Нефтяное пятно загрязнило Каспийское море. Потерян корабль.

Это была крупнейшая катастрофа для того времени. Ее расследованием занималась особая правительственная комиссия. Уголовное дело о гибели танкера рассматривала Выездная сессия Воднотранспортной коллегии Верховного суда СССР, в Баку – по месту расположения Каспийского пароходства (Каспара). Обвинителем по этому делу стал сам лично прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский.

-2

Кто такой Вышинский

На этой личности следовало бы немного остановиться – у тех из либералов, которые дают себе труд так заглубляться в историю СССР, прокурор Вышинский считается персоной одиозной, прямо даже просто людоедом, ему даже меняют отчество на «Ягуарьевич». В этом плане возникает неловкий вопрос – какое же вообще значение, не говоря уже об одиозности, мог иметь какой-то там прокурор, в дикой стране, где кровавые чекисты запросто расстреливали тысячи людей по подвалам, с заведенными тракторами, и закапывали в канавах. Где в этой схеме место прокурора? Трактор заводить?

Вот он, товарищ Вышинский, вот его речь на процессе по делу танкера «Советский Азербайджан» (речь Вышинского). Обратите внимание, – какой стиль, какие обороты! Но при этом, кроме отсылок к классикам марксизма-ленинизма все по делу. Где же он этому научился? А главное, зачем? Ведь в подвале за шумом трактора все равно ничего не слышно.

К делу. Уголовному

Итак, на скамье подсудимых оказалась куча народу: весь экипаж буксира «Совет», капитан «Алеши Джапаридзе» Синенков, начальник службы эксплуатации Каспара Занько, начальник Красноводского порта Жуков, начальник 4-го отдела ВОХРвода НКВД (охрана Каспийского водного бассейна) Штейнгольц и начальник пожарно-технической части 4-го отдела ВОХРвода Гибшман.

В ходе суда, помимо красноречия Вышинского, совсем недавно назначенного прокурором СССР, выяснились и другие удивительные вещи, которые и сейчас-то в 2022 году, когда мы уже много повидали странного, на голову не лезут, а уж тогда…

Оказалось, что и танкер не танкер, да и нефть, как бы, не совсем нефть. И пароходство вело себя странно, как будто и не пароходство – почему в течение двух дней, когда стало известно о пожаре, никто ничего не делал?

В чем же было дело? Ну, с буксиром все ясно, впрочем, можно дополнить картину бегства, полной паникой на борту, которую капитан и не думал гасить, а напротив подливал масла в огонь. Голый механик, выскакивающий из машинного отделения с криком: взорвемся! Рулевой, бросивший руль на танкере после взрыва. Капитан «Алеши Джапаридзе», Синенков, не спешивший на помощь… С этими людьми понятно – было страшно и пошло все к бую. Вредители – не вредители, скорее предатели…

Маленькое отступление: Не то чтоб я призывал жить по Ясе Чингисовой, но вот по Ясе, воину, бросившему товарища, без всяких прокуроров ломали спину.

Но что же случилось в пароходстве? Почему Каспар не поспешил на помощь? Оказалось, что некому было спешить, Чип и Дейл, то бишь, Гибшман (главный пожарник) и Штейнгольц (главный охранник) были немного заняты: Гибшман занимался оформлением отпуска, а Штейнгольц ездил в Харбин, закупался для фарцовки.

Дальнейшим выяснением причин катастрофы, как всегда в суде речь заходит о технических и научных сложностях, занимались эксперты и вот что они установили:

Советский Азербайджан не был танкером, по крайней мере, изначально, это был грузопассажирский пароход, в 90-х годах (19-го века) в Швеции по заказу российской фирмы и назывался «Пушкин». Успел побывать военным кораблем, а уже после этого эксплуатировался Каспаром в качестве танкера. В 1935 году он был уже изрядно изношен. Судебно-техническая экспертиза пришла к выводу, что возить на нем нефть было нельзя ни в коем случае. Да еще и нефть оказалась жуткой – легкой, очень огнеопасной, содержащей бензин, выделяющей бензиновые пары.

И если можно было, скрепя сердце, называть «Советский Азербайджан» танкером и заряжать в его цистерны какую-нибудь густую нефть тяжелых фракций, то эту легкую опасную нефть можно было возить только на настоящих танкерах 2-го разряда, причем специально оборудованных. Проблемами «Советского Азербайджана» были недостаточная герметичность и вентиляция, газопроницаемость, и недостаточная изоляция электрооборудования.

Ну и то есть что мы имеем? Реально, в данном случае, преступление было: так рисковать жизнями людей, кораблем, грузом, это по любым меркам, форменный бардак. Были и преступники. И не было какой-то остервеневшей жестокости – расстреляли только капитана буксира Кривоносова, уже его заместителю дали 10 лет, механик буксира получил 8 лет, главный пожарник и охранник получили по пять лет, а всех остальных осудили от 1,5 до 3.

Неожиданный джек-пот получили самые высокопоставленные фигуры, замешанные в истории – начальник службы эксплуатации Занько получил 3 года условно, а начальник порта Жуков получил наказание в виде 1 года исправительных работ с вычетом 15% из зарплаты. Видимо система уже тогда училась прощать…

Ах да, еще… семерых матросов буксира оправдали, т. к. у них, по крайней мере, хватило духу, просить капитана спасти экипаж танкера. Особенно забавно, что их оправдания требовал тот самый жуткий людоед Вышинский. Расслабился, наверное.

Не знаю как вам, но мне наказание не кажется чрезмерным для людей, вопреки служебному долгу допустивших смерть тех, кого должны были спасать. Скорее даже наоборот, стоило бы обратить внимание на эксплуатационщика и капитана порта, которые должны были костьми лечь, но не выпускать на трассу обреченный пароход.

Что же остается сказать? Необходимо заступиться в целом за советский коммерческий флот. Поведение команды буксира «Совет» было в целом нетипичным для него. Самым же ярким на то время примером героизма наших моряков был произошедший в 1932 году случай, когда танкер(!) «Советская нефть» спас 437 человек с горящего французского корабля «Жорж Филиппар». Имея на борту опасный груз, команда танкера, тем не менее, не побоялась риска и совершила фактически подвиг, вполне оцененный французским правительством.

Обратите внимание на команду Советского Азербайджана – какие это мужественные люди. Каково это было, ходить на этой посудине, постоянно в опасности, постоянно рискуя. Ведь у этих парней даже не было того утешения, что было у Гагарина (в эпиграфе): им никто ничего не считал и не обещал, что они вернутся.