Некоторые фотографии публикуются впервые.
В советское время списанные самолеты редко попадали под пресс предприятий Вторцветмета Министерства цветной металлургии СССР. Чаще, отработав свое в воздухе, они отправлялись радовать детвору в парки и на площади городов СССР, работая в качестве кафе, кинотеатров, клубов по интересам, кружков детского творчества. Около сотни самолетов Ил-18 всех модификаций было установлено в городах от Бреста на Западе до Красноярска на Востоке. Точные цифры много лет собирает Юрий Дорошенко. Но и сейчас, после долгих изысканий, установлена судьба далеко не всех таких монументов.
Один из самолетов Ил-18, СССР-75767, таким образом попал и в город Ставрополь. Исследователям он интересен прежде всего тем, что по состоянию на момент написания статьи, — январь 2022 года, — он, пожалуй, единственный, оставшийся в «живых» городской Ил-18 на территории бывшего СССР. Разумеется, не считая музейные экспонаты в Монино, Ульяновске, Жулянах и мемориальный памятник в аэропорту Вологда. На этом самолете, например, в июне 1965 года в Ереван прилетала первая женщина — космонавт, Герой Советского Союза, Валентина Владимировна Терешкова со своим мужем, летчиком-космонавтом, третьим советским космонавтом, дважды Героем Советского Союза, Андрияном Григорьевичем Николаевым.
Краткая справка об Ил-18В СССР-75767. Заводской номер этого самолета 181003501, первый самолет 35-й серии, построен на заводе «Знамя Труда» 29 июля 1961 года. 2 августа перелетел к новому месту службы — в управление МУТА ГВФ. Регистрационное удостоверение получил 15 сентября 1961 года. В Москве проработал совсем немного и 26 января 1962 года передан в недавно сформированную авиаэскадрилью Ил-18 в Ереване, где служил до самого списания. За время эксплуатации прошел шесть ремонтов на заводе №402 в подмосковном Быково: в 1964, 1968, 1971, 1974, 1976 и 1977 годах. Во время второго ремонта в 1968 году пассажирский салон переделан из 89-местного в 100-местный вариант. Во время четвертого ремонта получил новую окраску стандарта 1973 года, которую носил всю оставшуюся летную жизнь. Списан приказом №96 от 28 июня 1979 года по отработке ресурса. На момент списания имел налет 34995 часов и 15251 посадку.
Здесь отмечу, что установленный ресурс для самолетов типа Ил-18 на тот момент времени составлял 35000 часов. Таким образом, на момент списания самолет не доработал всего пять часов до установленного лимита по часам.
Пожалуй, это не самое интересное в истории нашего героя. Простояв на перроне ереванского аэропорта почти полтора года после списания, этот самолет весной 1981 года... поднялся в воздух и совершил перелет из Еревана в Ставрополь, приземлившись на грунтовую полосу аэродрома ДОСААФ на хуторе Грушевом в окрестностях города. Где у него было были демонтированы ОЧК и в таком виде трактором «Кировец» самолет был отбуксирован в создававшийся в тот момент времени в лесопарковой зоне Юго-Западного района Ставрополя парк Победы. Там его собрали и установили на одной из асфальтированных площадок центральной аллеи парка.
Сначала он стоял просто как памятник, как украшение парка Победы.
Некоторое время спустя к нему пристроили два списанных в аэропорту Ставрополь трапа СПТ-104 и сделали внутри салона комнату смеха, состоящую из искривленных зеркал.
Комната смеха работала в самолете в выходные и праздничные дни. В рабочие дни самолет стоял закрытым и его облюбовала местная детвора.
На фюзеляже сидит школьник — обычная картина тех лет. Бывал там и я, и иногда нас гоняла охрана парка. Фото мое, публикуется впервые.
Обратите внимание на винт четвертого двигателя. Дети на велосипедах облепили его не случайно: установщики самолета валы винтов первых трех двигателей зафиксировали кусками арматуры, а вал четвертого двигателя фиксировать не стали. И поэтому винт можно было раскрутить руками. Если приложить небольшое усилие, то винт начинал вращаться, издавая тикающий звук часового механизма. Что приводило в восторг детвору. Правда при этом нерасторопные школьники иногда получали по голове лопастями вращающегося винта. Серьезных травм от этого не было, только ушибы. Но, по-видимому, случаев попадания под винт было много, и к началу девяностых годов винт четвертого двигателя тоже застопорили.
В 1992 году с развалом СССР парк Победы временно пришел в упадок, перестала работать и комната смеха в самолете Ил-18. Чем не преминули воспользоваться местные вандалы. Раскурочив один из аварийных выходов, расположенный над крылом самолета, они проникли внутрь и устроили пожар в кабине пилотов. Который, к счастью, удалось потушить без последствий для планера. Но кабина пилотов при этом пострадала очень серьезно. Я фотографировал последствия пожара в 1992 году, но снимков этих я вам не предлагаю: слишком все грустно на них.
Второе дыхание Ил-18 получил в начале миллениума, когда вокруг самолета стали развиваться кафе и другие развлекательные заведения. Тогда же под крылом Ил-18 разместилось летнее кафе под названием «Лайнер».
На этом фото уже видны «шрамы» у самолета от действий вандалов начала девяностых годов — заделанные металлом разбитые иллюминаторы и аварийные выходы над крылом.
Далее, самолет несколько раз перекрашивался, нес на фюзеляже рекламу авиакомпании «Кавминводыавиа», а в 2016 году полосы на фюзеляже перекрасили в красный цвет, и в таком виде он стоит на своем месте и поныне. Дай Бог ему долгих лет службы!
Спасибо за внимание.