В наше время большую популярность на частных подворьях стали получать мотоблоки, а особенно их более простые вариации, называемые мотокультиваторами. Но мало кто знает, что в СССР подобные устройства появились еще в первой половине прошлого века. Сегодня поговорим о садово-огородном тракторе СОТ, разработанном еще в 1947 году.
Это были времена, когда и слов таких не было. Никаких мотоблоков и мотокультиваторов, это был самый настоящий трактор, хоть и одноосный. В документации к машине так и написано, что это маломощный двухколесный садово-огородный трактор СОТ. Его создавали, конечно, не для домашних огородов. Он помогал колхозниках и совхозникам работать на виноградниках, чайных плантациях, ягодниках, помогал возделывать небольшие поля с ягодными и овощными пропашными культурами.
Как и полагается трактору, СОТ комплектовался различными орудиями, необходимыми для выполнения той или иной задачи. Трактор имел массу 280 кг., поэтому нельзя сказать, что он был мобилен и легок в управлении. Но такая масса помогала выполнять довольно тяжелую работу вплоть до вспашки. А если массы недостаточно, то трактор можно было догрузить балансирными грузами до 40 кг. Для этого предусмотрены специальные кронштейны.
Садово-огородный трактор использовался для дискования, культивации, вспашки глубиной до 18 см., посева, междурядной обработки пропашных культур. Также, к трактору прицепляли тележку ТМ грузоподъемностью 750 кг, на которой перевозили не только грузы, но и людей.
Советская промышленность выпускала следующие орудия специально для СОТ:
- плуг однокорпусный ПМ-25;
- борона дисковая БДМ;
- культиватор КМ для сплошной обработки;
- сеялка СОМ для высева овощных культур;
- культиватор КПМ для междурядной обработки;
- полольник-рыхлитель ПРМ;
- тележка транспортная ТМ (0,75 т).
Кроме этого, СОТ мог выполнять роль энергосредства для стационарных машин (перекачка воды, конная молотилка, лесопилка и др.). Иногда СОТ подменял на работе лошадей: к нему прицепляли конные орудия (сеялки, косилки, грабли и другие орудия).
И не только в сельском хозяйстве пригодилась машина, она нашла себе место и в комунально хозяйстве. На базе СОТ были разработаны тротуароуборочные машины ПТ-4 и ПТ-5.
Садово-огородный трактор оснащался бензиновыми одноцилиндровыми четырехтактными двигателями двух видов. У одного мощность была 3 лошадиные силы, у другого - 4,5 л.с.
Привод цепной. Трансмиссия двухскоростная: на первой передаче скорость 2,5-4,5 км/час, на второй - 5-9 км/час. Скорость в пределах включенной передачи регулируется количеством оборотов двигателя, тут все просто. Также конструкцией трактора предусмотрена ленточная тормозная система, которая помогает работать на уклонах. Все органы управления трактором располагались на рукоятках.
Садово-огородный трактор производился в городе Пермь на Машзаводе им. Ф.Э. Дзержинского с 1948 года. И его можно назвать по-настоящему первым отечественным мотоблоком. Но тогда СОТ называли трактором, а работника, который на нем работал - трактористом.
На этом всё, до скорых встреч!!!