Всем привет!
Сегодня Минский автозавод (МАЗ) – крупный производитель тяжелых грузовиков и автобусов. И хотя во времена СССР он не отличался обилием различных моделей, но зато иногда создавал новаторские машины. Я уже писал на канале о карьерном МАЗ-525, и к нему можно вернуться здесь, а сегодня я расскажу о первом грузовике, созданном на минском автогиганте – МАЗ-200.
Интересно, что первые образцы нашего героя появились не в Минске, а в Ярославле, и назывались они ЯАЗ-200. Прототипом нового грузовика стал американский GMC, от которого советская техника получила не только внешнюю конструкцию, но и дизельный двигатель объемом 4,6 л и мощностью 120 л. с. Сам по себе дизель в СССР был новаторством, однако мотор оказался несовершенным: быстрее 65 км/ч машина, вмещающая 7 т груза, не разгонялась, а расход солярки держался на уровне 35 л на сотню.
Зато МАЗ-200 впитал в себя много других новинок, которые позволили облегчить работу советского водителя. Грузовик получил новый тип тормозов, 5-ступенчатую КПП с синхронизацией, а в кабине впервые в нашей стране появился тахометр. Кроме того, специальные технологии позволили снизить уровень шума в кабине. С другой стороны, руль все еще был без гидроусилителя, а сама кабина оказалась недолговечной: она изготавливалась не из железа, а из дерева, и была обшита жестью.
МАЗ-200 увидел свет в 1946 г., однако до 1951 г. выпускался малыми партиями. Когда же производство перенесли на Минский автозавод, объем выпуска заметно увеличился, и всего до 1965 г. было выпущено 230 000 таких грузовиков.
Грузовик с целым рядом новинок выделялся в первую очередь своей грузоподъемностью, так что модификации и сферы применения у него были соответствующими. МАЗ-200 часто работали в карьерах:
Служили в пожарных частях:
Могли буксировать 12-тонный прицеп:
А также иногда обслуживали военных:
Все же недостатки мотора и недолговечная кабина со временем давали о себе знать. Когда появился более совершенный грузовик МАЗ-500, о котором я писал здесь, 200й быстро сдал свои позиции, и сегодня действующих экземпляров на постсоветском пространстве не встретить. Если какие-то МАЗ-200 и выжили, то они сохранены для музеев. Самый известный в нашей стране музейный МАЗ-200 – светло-серый красавец, нашедший приют в одном из московских автобусных парков:
МАЗ-200 – грузовик с неоднозначными характеристиками. С одной стороны, он получил много новшеств, но с другой создатели упустили из виду двигатель и изготовление кабины. Тем не менее, грузовик сумел помочь поднять из руин, оставленных войной, огромную страну, и продолжить развитие ее экономики. Сегодня же музейные экземпляры не позволяют забывать о первопроходце среди минских грузовиков.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!