Всем привет!
Сегодня гусеничным тракторам в нашей стране уделяется немного внимания: почти всегда на полях встречаются исключительно колесные машины. Другое дело – времена СССР, когда гусеничная техника часто применялась бок-о-бок с колесной и работала там, где колесные трактора не могли проехать. Так что сегодня я расскажу об самом массовом советском гусеничном тракторе – ДТ-75.
Появление нашего героя в 1963 г. стало началом большой страницы истории отечественного машиностроения. Новый трактор пришел на смену ДТ-54, о котором я писал здесь, и хотя конструктивно мало чем отличался от предшественника, многие элементы были заменены или улучшены.
В частности, был установлен новый двигатель объемом 6,33 л и мощностью 75 л. с. Чтобы разместить такой мотор, потребовался «удлиненный» капот. Наверно, поэтому кажется, что гусеницы сильно «сдвинуты» назад.
Изменилась и кабина. В ней угадывались многие черты грузовика ГАЗ-51, только дверь открывалась против движения. Внутри же кабины по сути ничего не изменилось: тот же необходимый минимум приборов и рычаги управления, а из удобств только воздуходувка и единственный стеклоочиститель.
Однако такая кабина устанавливалась далеко не на все трактора ДТ-75. В 1978 г. был запущен в серию переделанный ДТ-75М, на который уже устанавливалась более современная кабина, которая была сдвинута влево, а справа появился топливный бак, который раньше располагался за кабиной.
Но интересно, что сельчане новую кабину оценили не сразу: она стала более высокой, из-за чего стало неудобно работать в лесистых зонах, а из-за бокового бака тракторист мог попасть в кабину только с левой стороны. Но в конце концов модернизированный ДТ-75 полностью вытеснил на конвейере первоначальную версию, и на селе со временем привыкли к нововведению.
ДТ-75 выпускался сразу в двух городах – Волгограде и казахском Павлодаре. Модификаций у него было много. Основная сфера применения этого трактора – пропашные работы:
Но ДТ-75 также нередко комплектовались бульдозерным отвалом:
Существовала отдельная модификация ДТ-75К для работы в горах:
В Павлодаре также создали модель ДТ-75МЛ с непропорционально высокой кабиной:
А еще в Павлодаре пробовали создать на базе ДТ-75 колесный трактор, но такая машина в серию не пошла.
Зато гусеничный ДТ-75 стал известен своим долгожительством. Последний трактор этой модели сошел с конвейера аж в 2009 г.! За все время было выпущено 2 740 000 таких тракторов. Они распространились не только на постсоветском пространстве, но и часто шли на экспорт.
Все же сегодня трактора этой модели постепенно теряют свой потенциал. Многие из них гниют в отдаленных деревнях:
Все же такой популярный и многофункциональный трактор стоит того, чтобы его сохранить. И вот некоторые экземпляры стоят в качестве памятников:
Ну и конечно же, ДТ-75 – важный экспонат Музея трактора в Чебоксарах:
ДТ-75 – целая эпоха в истории производства отечественных тракторов. Эти машины оставались актуальными и во времена застоя, и в перестройку, и после развала СССР, и хотя сегодня они во многом уже не способны работать, о них продолжают напоминать многочисленные памятники и музейные экспонаты.
Встречался ли вам такой трактор? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!