Найти тему
История транспорта

Как начинался ТС-1

Как говорилось в предыдущей статье про троллейбусные поезда, быстрорастущий пассажиропоток в Москве, бурное строительство новых районов на месте бывших деревень, потребовал от транспортников заняться увеличением провозных емкостей автобуса и троллейбуса. В числе прочих решений были предложены и рассмотрены разные варианты: двухэтажные, шарнирно-сочлененные и поезда из двух машин, либо из машин с пассажирским прицепом.

Конструкция сочлененного троллейбуса разработана Центрального Конструкторского бюро Управления Пассажирского Транспорта Мосгорисполкома по техническому заданию, утвержденному решением Мосгорисполкома №15/22 от 21 марта 1958 года. Электросхема разработана кафедрой электротранспорта МЭИ. Совмин СССР в целях более широкого внедрения в городское хозяйство города Москвы транспорта на электрической тяге и улучшения обслуживания населения городским транспортом обязал Мосгорисполком изготовить два опытных сочлененных троллейбуса, испытать и представить в Госплан предложения о целесообразности производства троллейбусов такого типа.

Согласно этих решений, завод СВАРЗ изготовил в августе 1959 года два опытных сочлененных троллейбуса, получивших название ТС-1, московские инвентарные номера №№521 и 522 и поступил для испытаний в Первый троллейбусный парк Столицы.

Первый СВАРЗ ТС-1 в цехе завода, 22 августа 1959 г. Фото из коллекции Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Музейное объединение Музей Москвы». Фотограф В. Кунов.
Первый СВАРЗ ТС-1 в цехе завода, 22 августа 1959 г. Фото из коллекции Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Музейное объединение Музей Москвы». Фотограф В. Кунов.

Испытания проведены согласно приказу Управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома № 238 от 11 сентября 1959 года, в соответствии с которым назначена комиссия по испытаниям. Ходовые испытания проведены на базе Первого троллейбусного парка УПТМ с 11 сентября по 28 декабря 1959 года.

СВАРЗ ТС-1 на испытаниях. Москва, проспект Мира, ноябрь 1959 г. Источник: transphoto.org.
СВАРЗ ТС-1 на испытаниях. Москва, проспект Мира, ноябрь 1959 г. Источник: transphoto.org.

Технические особенности испытуемых экземпляров:

- электрический привод дверей,

- люминесцентное освещение,

- отопление от тепла, выделяемого пусковыми сопротивлениями,

- двухступенчатый редуктор с выносом второй ступени к бортам машины, что снизило уровень пола

- привод от двух тяговых электродвигателей последовательного возбуждения

- независимая подвеска всех поддерживающих осей вместе с гидравлическим амортизаторами

- пневмоусилитель руля

- три независимых вида тормозов: колесные с пневмогидравлическим приводом на все колеса, электрический реостатный и ручной стояночный, действующий на трансмиссию.*

*[ЦГАМ, ф.Р-404, оп.1, №613]

Троллейбус ТС-1 №521 на ВДНХ СССР, 1959 г. Фото: Пресс-служба Мосгортранса. Источник: transphoto.org.
Троллейбус ТС-1 №521 на ВДНХ СССР, 1959 г. Фото: Пресс-служба Мосгортранса. Источник: transphoto.org.

Испытания электрооборудования производились МЭИ, о чем позже был составлен отчет.

Испытания проводились на втором опытном образце. На нем электросхема была улучшена после наладочных испытаний реостатного контроллера на первом опытном образце.:

  1. Слабые тяговые характеристики по сравнению с ЗИУ-5.
  2. Перегрев обмотки якоря электродвигателей из-за недостаточной вентиляции и внешнего охлаждения двигателя.
  3. Перегрев электрооборудования.
  4. Неудачное расположение контакторной панели.

По результатам испытаний рекомендовано построить установочную партию троллейбусов ТС-1, в которых надо выполнить:

- повышение динамики;

- снижение снаряженной массы;

- устранить недостатки в электросхеме;

- повысить надежность тяговой передачи;

- увеличить дорожные просветы;

- увеличить прочность лонжеронов на участке между 9 и 10 поперечинами.*

*[ЦГАМ, ф.Р-404, оп.1, №708]

Завод-изготовитель учел замечания, и с конца 1960 года доработанный троллейбус был запущен в серийное производство. Первые экземпляры также поступали для работы в 1-й троллейбусный парк города Москвы и вышли на маршруты №№12 и 20, а позже, при достижении в парке достаточного количества сочлененных машин, и на маршруты №№Б, 1, 6, 21, 57, 61, 65.

Авто
5,66 млн интересуются