Найти в Дзене

Автомобили КАМАЗ 5490 с двигателями с двухтопливным режимом с использованием компримированного природного газа (КПГ)

Основные свойства природного газа

Природный газ, состоящий в основе своей из метана, удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к топливу для автомобилей. Природный газ - газообразное вещество без цвета и запаха. Для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля с газовым двигателем с целью обнаружения случайных утечек газообразным топливам придают особый запах - одорируют.

Одоризация осуществляется путем добавления пахучих веществ, позволяющих определить даже незначительные утечки газа из системы питания. Наличие газа в рабочей зоне и его содержание определяют по запаху или газоанализаторами.

Применение КПГ в качестве топлива на автомобильном транспорте требует соблюдения определенных мер безопасности. Природный газ способен образовывать с воздухом пожар взрывоопасные смеси. Содержание газа в воздухе помещений и на рабочих местах (по метану) должно быть не более 1,0 % по объему.

Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны не должна быть боле

- для метана 7000 мг/м3;

- для сероводорода 10 мг/м3;

- сероводорода в смеси с углеводородами С1-С2 -3 мг/м3.

Автомобиль укомплектован дизельным двигателем Mercedes-Benz OM457LA для работы в двухтопливном режиме с использованием компримированного природного газа.

На автомобиле установлены компоненты газодизельной системы, разработанные 000 «Газодизельные системы» и «Prins Autogassystemen B.V».

Для соответствия экологическому стандарту EURO-5 на автомобилях применяется система обработки отработавших газов с электронной системой управления - система нейтрализации.

Технические характеристики двигателя Mercedes-Benz OM457LA
Технические характеристики двигателя Mercedes-Benz OM457LA

Оборудование для питания двигателя природным газом

Оборудование для питания двигателя природным газом включает в себя баллоны металл композитные, трубопроводы газовые, вентили газовые с электромагнитными клапанами и др. газовую аппаратуру.

Заправка баллонов высокого давления газом осуществляется через заправочное устройство.

На автомобиле устанавливаются 4 баллона по 80 л.

Баллон топливный.   1-Вентиль газовый заправочный; 2-Переходник баллона; 3-Баллон.
Баллон топливный. 1-Вентиль газовый заправочный; 2-Переходник баллона; 3-Баллон.

Баллоны металл композитные используются для длительного хранения сжатого природного газа и рассчитаны на рабочее давление 20 МПа (200 кгс/см?).

При эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы баллоны были надежно закреплены на кронштейнах стяжными хомутами. Для болтов, стягивающих хомуты, момент затяжки должен быть от 8 до 12 Н-м (от 0,8 до 1,2 кгс-м).

Ослабление крепления баллонов может привести к осевому смещению, проворачиванию, разрыву трубок и выпадению баллона. Периодически должно проверяться крепление кронштейнов баллонов.

Заправка баллонов высокого давления газом осуществляется через заправочное устройство.

Вентиль газовый заправочный.    1-Электромагнитный клапан; 2-Пожарный клапан; 3-Поворотный маховик; 4-Предохранительный клапан.
Вентиль газовый заправочный. 1-Электромагнитный клапан; 2-Пожарный клапан; 3-Поворотный маховик; 4-Предохранительный клапан.

Пожарный клапан срабатывает при температуре газа более 110 °С, отводит газ для защиты баллона от разрыва.

Предохранительный клапан предназначен для срабатывания при давлении более 33,3 МПа, не допускает превышения заданного значения давления перед входом в систему.

Скоростной клапан (расположен внутри вентиля) перекрывает или ограничивает поток газа при превышении установленного расчетного значения скорости потока газа (например, в случае обрыва топливопровода)

Открытие/ закрытие запорного клапана обеспечивается при малом ходе поворотного маховика.

Переходник баллона

В горловине баллона установлена пробка РШ 01.03 и переходник РШ 01.04 с кольцами 030-035-30-2-3 ГОСТ 18829-73 комплекта монтажных частей РШ 01 20

Вентили магистральные

- вентиль 3 служит для отключения потока газа к двигателю во время длительных стоянок автомобиля, а также при экстренной ситуации, когда требуется принудительное отключение двигателя;

- вентиль 4 служит для выключения потока газа на предпусковой подогреватель двигателя во всех случаях, когда не требуется его работа.

Узел заправочный.   1-Маноментр; 2-Тройник манометра; 3-Магистральный вентиль для отключения и включения газа к двигателю; 4-Магистальный вентиль для включения и отключения потока к предпусковому подогревателю; 5-Заправочное устройство; 6- Табличка.
Узел заправочный. 1-Маноментр; 2-Тройник манометра; 3-Магистральный вентиль для отключения и включения газа к двигателю; 4-Магистальный вентиль для включения и отключения потока к предпусковому подогревателю; 5-Заправочное устройство; 6- Табличка.

Манометр назначение

Манометр предназначен для измерения давления газообразных и жидких, не сильно вязких и не кристаллизирующихся измеряемых сред, не агрессивных по отношению к медным сплавам.

Устройство и принцип работы

Манометр состоит из корпуса с резьбовым соединением 61/4” для подсоединения к газовой магистрали. Измерение давления основано на использовании трубки Бурдона. Показания определяются по положению стрелки на циферблате с нанесенной шкалой.

Техническое обслуживание.

Фильтры очистки газа. Последовательность действий при выполнении слива жидкости из фильтров очистки газа низкого и высокого давления

1. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении. Стояночная тормозная система должна быть включена.

2. При работающем двигателе закрыть магистральный вентиль, который служит для отключения потока газа к двигателю, и выработать газ из системы питания до полной остановки двигателя.

3. Выключить аккумуляторные батареи нажатием на кнопку дистанционного выключателя аккумуляторных батарей

4. Слить жидкость из фильтров высокого и низкого давления (см. подразделы «Фильтр очистки газа низкого давления» и «Фильтр очистки газа высокого давления»).

5. Открыть магистральный вентиль.

6. Включить аккумуляторные батареи нажатием на кнопку дистанционного выключателя аккумуляторных батарей.

7. Включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, для открытия электромагнитных клапанов баллонов.

8. Проверить газовый фильтр на герметичность.

ВНИМАНИЕ!

Слив жидкости у фильтров очистки газа проводить только на остановленном двигателе.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ПРИ НАЛИЧИИ В НЕМ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПОД ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИИ!

Перед сливом жидкости из колпака фильтра необходимо поставить под фильтр емкость для сбора жидкости.

Не допускать попадания жидкости на агрегаты шасси и землю.

После окончания работ по сливу жидкости фильтры должны быть проверены на герметичность.

Фильтр очистки газа низкого давления

Фильтр очистки газа низкого давления предназначен для очистки природного газа от примесей: твердых частиц, воды и масла. Фильтр очистки газа устанавливается на двигателе.

Попадание частиц воды в узлы топливной системы вызывает скоротечные коррозионные процессы, которые ускоряют износ топливоподающих узлов системы (дозаторы, редукторы), в этом случае требуется замена изношенных узлов системы.

Поступление масла с топливом в двигатель вызывает детонационное горение в цилиндрах, может привести к задирам гильз цилиндров, поршней и их оплавлению.

Для предупреждения подобных неисправностей двигатель с системой питания на природном газовом топливе оборудован высококачественным фильтром очистки газа. Топливо проходит через фильтрующий элемент; частицы, обладающие большей

плотностью, чем топливо, оседают на стенках и стекают в донную часть фильтрующего элемента - отстойник. Степень очистки газа в фильтре от воды и масла составляет более 98 %.

Слив жидкости из фильтра следует производить при ежедневном обслуживании (особенно в холодное время, чтобы не допустить замерзания воды).

Замену сменного фильтра следует осуществлять в сервисном центре.

В зависимости от комплектации автомобиля возможна установка фильтра очистки газа низкого давления.

Фильтр очистки газа.   1-Корпус насоса; 2-Пробка сливная
Фильтр очистки газа. 1-Корпус насоса; 2-Пробка сливная

Замена баллонного вентиля

В случае обнаружении негерметичности, баллонный вентиль следует заменить:

1. Снять старый баллонный вентиль;

2. Установить новый баллонный вентиль. Перед установкой следует внимательно осмотреть баллон и вентиль. Наличия грязи и повреждения резьбовых поверхностей не допускаются;

3. Уплотнить резьбовую поверхность вентиля путем нанесения ленты ФУМ, марка 1, размер 0,1х20 мм. Плотно прижать конец ленты ФУМ на резьбовую поверхность и намотать от начала по ходу резьбы в два слоя по часовой стрелке, накладывая друг на друга. Первый виток резьбы пропустить. Длина намотанного участка должна быть 26 мм. Отрезать и прижать ленту ФУМ на резьбовую поверхность. Появления морщин и складок на ленте ФУМ при ввёртывании вентиля не допускается;

4. Затянуть вентиль удерживая баллон от проворачивания ключом.

Моменты затяжек вентиля:

- «Emer» от 260 до 280 Н-м (от 26 до 28 кгс-м);

- «Gavagna Group» от 180 до 260 Ном (от 18 до 26 кгс-м).

Основные характеристики манометра
Основные характеристики манометра