Основные свойства природного газа
Природный газ, состоящий в основе своей из метана, удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к топливу для автомобилей. Природный газ - газообразное вещество без цвета и запаха. Для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля с газовым двигателем с целью обнаружения случайных утечек газообразным топливам придают особый запах - одорируют.
Одоризация осуществляется путем добавления пахучих веществ, позволяющих определить даже незначительные утечки газа из системы питания. Наличие газа в рабочей зоне и его содержание определяют по запаху или газоанализаторами.
Применение КПГ в качестве топлива на автомобильном транспорте требует соблюдения определенных мер безопасности. Природный газ способен образовывать с воздухом пожар взрывоопасные смеси. Содержание газа в воздухе помещений и на рабочих местах (по метану) должно быть не более 1,0 % по объему.
Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны не должна быть боле
- для метана 7000 мг/м3;
- для сероводорода 10 мг/м3;
- сероводорода в смеси с углеводородами С1-С2 -3 мг/м3.
Автомобиль укомплектован дизельным двигателем Mercedes-Benz OM457LA для работы в двухтопливном режиме с использованием компримированного природного газа.
На автомобиле установлены компоненты газодизельной системы, разработанные 000 «Газодизельные системы» и «Prins Autogassystemen B.V».
Для соответствия экологическому стандарту EURO-5 на автомобилях применяется система обработки отработавших газов с электронной системой управления - система нейтрализации.
Оборудование для питания двигателя природным газом
Оборудование для питания двигателя природным газом включает в себя баллоны металл композитные, трубопроводы газовые, вентили газовые с электромагнитными клапанами и др. газовую аппаратуру.
Заправка баллонов высокого давления газом осуществляется через заправочное устройство.
На автомобиле устанавливаются 4 баллона по 80 л.
Баллоны металл композитные используются для длительного хранения сжатого природного газа и рассчитаны на рабочее давление 20 МПа (200 кгс/см?).
При эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы баллоны были надежно закреплены на кронштейнах стяжными хомутами. Для болтов, стягивающих хомуты, момент затяжки должен быть от 8 до 12 Н-м (от 0,8 до 1,2 кгс-м).
Ослабление крепления баллонов может привести к осевому смещению, проворачиванию, разрыву трубок и выпадению баллона. Периодически должно проверяться крепление кронштейнов баллонов.
Заправка баллонов высокого давления газом осуществляется через заправочное устройство.
Пожарный клапан срабатывает при температуре газа более 110 °С, отводит газ для защиты баллона от разрыва.
Предохранительный клапан предназначен для срабатывания при давлении более 33,3 МПа, не допускает превышения заданного значения давления перед входом в систему.
Скоростной клапан (расположен внутри вентиля) перекрывает или ограничивает поток газа при превышении установленного расчетного значения скорости потока газа (например, в случае обрыва топливопровода)
Открытие/ закрытие запорного клапана обеспечивается при малом ходе поворотного маховика.
Переходник баллона
В горловине баллона установлена пробка РШ 01.03 и переходник РШ 01.04 с кольцами 030-035-30-2-3 ГОСТ 18829-73 комплекта монтажных частей РШ 01 20
Вентили магистральные
- вентиль 3 служит для отключения потока газа к двигателю во время длительных стоянок автомобиля, а также при экстренной ситуации, когда требуется принудительное отключение двигателя;
- вентиль 4 служит для выключения потока газа на предпусковой подогреватель двигателя во всех случаях, когда не требуется его работа.
Манометр назначение
Манометр предназначен для измерения давления газообразных и жидких, не сильно вязких и не кристаллизирующихся измеряемых сред, не агрессивных по отношению к медным сплавам.
Устройство и принцип работы
Манометр состоит из корпуса с резьбовым соединением 61/4” для подсоединения к газовой магистрали. Измерение давления основано на использовании трубки Бурдона. Показания определяются по положению стрелки на циферблате с нанесенной шкалой.
Техническое обслуживание.
Фильтры очистки газа. Последовательность действий при выполнении слива жидкости из фильтров очистки газа низкого и высокого давления
1. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении. Стояночная тормозная система должна быть включена.
2. При работающем двигателе закрыть магистральный вентиль, который служит для отключения потока газа к двигателю, и выработать газ из системы питания до полной остановки двигателя.
3. Выключить аккумуляторные батареи нажатием на кнопку дистанционного выключателя аккумуляторных батарей
4. Слить жидкость из фильтров высокого и низкого давления (см. подразделы «Фильтр очистки газа низкого давления» и «Фильтр очистки газа высокого давления»).
5. Открыть магистральный вентиль.
6. Включить аккумуляторные батареи нажатием на кнопку дистанционного выключателя аккумуляторных батарей.
7. Включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, для открытия электромагнитных клапанов баллонов.
8. Проверить газовый фильтр на герметичность.
ВНИМАНИЕ!
Слив жидкости у фильтров очистки газа проводить только на остановленном двигателе.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ПРИ НАЛИЧИИ В НЕМ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПОД ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИИ!
Перед сливом жидкости из колпака фильтра необходимо поставить под фильтр емкость для сбора жидкости.
Не допускать попадания жидкости на агрегаты шасси и землю.
После окончания работ по сливу жидкости фильтры должны быть проверены на герметичность.
Фильтр очистки газа низкого давления
Фильтр очистки газа низкого давления предназначен для очистки природного газа от примесей: твердых частиц, воды и масла. Фильтр очистки газа устанавливается на двигателе.
Попадание частиц воды в узлы топливной системы вызывает скоротечные коррозионные процессы, которые ускоряют износ топливоподающих узлов системы (дозаторы, редукторы), в этом случае требуется замена изношенных узлов системы.
Поступление масла с топливом в двигатель вызывает детонационное горение в цилиндрах, может привести к задирам гильз цилиндров, поршней и их оплавлению.
Для предупреждения подобных неисправностей двигатель с системой питания на природном газовом топливе оборудован высококачественным фильтром очистки газа. Топливо проходит через фильтрующий элемент; частицы, обладающие большей
плотностью, чем топливо, оседают на стенках и стекают в донную часть фильтрующего элемента - отстойник. Степень очистки газа в фильтре от воды и масла составляет более 98 %.
Слив жидкости из фильтра следует производить при ежедневном обслуживании (особенно в холодное время, чтобы не допустить замерзания воды).
Замену сменного фильтра следует осуществлять в сервисном центре.
В зависимости от комплектации автомобиля возможна установка фильтра очистки газа низкого давления.
Замена баллонного вентиля
В случае обнаружении негерметичности, баллонный вентиль следует заменить:
1. Снять старый баллонный вентиль;
2. Установить новый баллонный вентиль. Перед установкой следует внимательно осмотреть баллон и вентиль. Наличия грязи и повреждения резьбовых поверхностей не допускаются;
3. Уплотнить резьбовую поверхность вентиля путем нанесения ленты ФУМ, марка 1, размер 0,1х20 мм. Плотно прижать конец ленты ФУМ на резьбовую поверхность и намотать от начала по ходу резьбы в два слоя по часовой стрелке, накладывая друг на друга. Первый виток резьбы пропустить. Длина намотанного участка должна быть 26 мм. Отрезать и прижать ленту ФУМ на резьбовую поверхность. Появления морщин и складок на ленте ФУМ при ввёртывании вентиля не допускается;
4. Затянуть вентиль удерживая баллон от проворачивания ключом.
Моменты затяжек вентиля:
- «Emer» от 260 до 280 Н-м (от 26 до 28 кгс-м);
- «Gavagna Group» от 180 до 260 Ном (от 18 до 26 кгс-м).