Найти в Дзене

Сколько СССР закупал "Икарусов". Показываю помодельную статистику

Венгерские автобусы #Икарус за почти 40 лет поставок стали неотъемлемой частью транспортной системы СССР. Эти машины перевозили пассажиров в крупных городах на наиболее напряженных маршрутах, массово работали на междугородных и пригородных рейсах, обслуживали туристов. Те, кто застал эпоху Икарусов, прекрасно помнят как всё это было.

Импорт Икарусов, в отличие от других иностранных автобусов, был многократно выше. В 80-е, наиболее продуктивные, годы объемы поставок превышали 7000-7500 единиц. Для сравнения, ЛиАЗ в ту пору выпускал в среднем по 10000 автобусов в год, ЛАЗ – более 13000, ПАЗ – более 15000, КАвЗ – более 17000.

Таких масштабных поставок, как в 80-е годы, завод Икарус достиг далеко не сразу. Он двигался к своему триумфу постепенно, создавая новые, более совершенные, автобусы, каждый из которых преумножал успех предыдущего.

По данным статистики венгерского внешнеторгового предприятия "Могюрт", в 1953 году в #СССР был ввезен первый автобус марки Икарус – 8,4-метровый Икарус-30. В 1956 году были импортированы еще две машины этой модели, которые, в итоге, использовались как сервисные. В дальнейшем этот #автобус к нам не поставлялся.

Икарус-30
Икарус-30

Первым венгерским автобусом, снискавшим в Советском Союзе огромный успех, стал междугородный 11,4-метровый Икарус-55. Поставки этой модели стартовали в 1955 году с 20 автобусов. В 1956-м был импортирован 181 автобус, а в 1957-м – 119. Затем последовал двухлетний перерыв, после чего снова возобновились закупки. В 1960-м ввезли 20 машин, в последующие годы импортировалось в среднем по 100-350 автобусов в год. Максимум в 1002 единицы был достигнут в 1972 году, когда Икарус-55 сняли с производства. Годом ранее ввезли 409 машин, в 1970-м поставок вообще не было. В общей сложности СССР закупил 3762 Икаруса-55.

Ранний Икарус-55 (с измененной светотехникой)
Ранний Икарус-55 (с измененной светотехникой)
Икарус-55 более поздних поставок
Икарус-55 более поздних поставок

Венгры также пытались нам предложить автобус меньшего класса – 8,5-метровый Икарус-31. Но с этой моделью как-то не задалось. В 1956 году было ввезено два таких автобуса, годом позже еще один, максимальные объемы пришлись на 1958 и 1959 годы – по 100 единиц. На этом была поставлена точка.

Икарус-31
Икарус-31

Также не получил распространения в нашей стране городской автобус Икарус-66 – ближайший родственник Икаруса-55. Пилотная #машина была поставлена в 1956 году, еще одна – в 1957-м. 12 автобусов импортировали в 1958-м и 65 – в 1959-м. Потом еще один автобус попал в СССР в 1960 году. После большого перерыва, в 1966 году закупили еще две машины этой модели, а год спустя – еще две. Итого – 84 автобуса.

Икарус-66 (ранний)
Икарус-66 (ранний)
Икарус-66 (поздний)
Икарус-66 (поздний)

Другой городской автобус – 9,4-метровый Икарус-60 – тоже не стал у нас популярным. Первая партия из 158 машин поступила в Советский Союз в 1956 году. На следующий год объемы сократились до 42 единиц. Последние 100 автобусов закупили в 1959 году.

Икарус-601 - пригородная версия Икарус-60
Икарус-601 - пригородная версия Икарус-60

Судьба следующего поколения городских автобусов – 9,3-метрового Икарус-620 – была куда более успешной. Поставки этой модели начались в 1959 году, как только стартовало ее производство, с 92 единиц. А потом... Потом был перерыв в 3 года. Лишь в 1963 году были закуплены сразу 252 автобуса. В дальнейшем венгерские автобусостроители вышли на регулярные ежегодные поставки этих машин. Максимум был достигнут в 1968 году – 964 единицы. Последние 10 автобусов ввезли в 1971 году. Всего Икарусов-620 импортировано 4927 штук.

Икарус-620
Икарус-620

Междугородная версия 620-го – Икарус-630 – была закуплена разово в 1961 году в количестве 50 машин.

Икарус-630
Икарус-630

Каждая последующая модель имела больший коммерческий успех. Так, сочлененный городской автобус Икарус-180, поставки которого стартовали в СССР в 1967 году со 110 единиц, вышел в итоге на совокупный объем 5013 машин. Наибольший результат был достигнут в 1972 году, когда был закуплен 1151 автобус. Последние 849 "гармошек" пересекли венгерско-советскую границу в 1973-м.

Икарус-180
Икарус-180

Версия соло – 10,8-метровый Икарус-556 – поставлялась к нам хоть и в несколько меньших количествах, тем не менее ее объемы были вполне сопоставимы с лидерами тех лет – автобусами Икарус-55, Икарус-620 и Икарус-180. Первые 20 машин Союз закупил в 1968 году. Поставки продолжались наравне Икарусом-180 вплоть до 1973 года. Максимум отмечен в 1971 году – 1290 единиц. Суммарно ввезено 3820 автобусов.

Икарус-556
Икарус-556

Ну, а дальше был хит "всех времен и народов" – автобусы #Ikarus серии 200. Пять первых 12-метровых машин люксовой междугородной версии Икарус-250 поступили в СССР в 1968 году. Затем еще три – в 1969-м. В 1970 году были закуплены 50 автобусов. В дальнейшем поставки многократно возросли и достигали объемов от 300 до более 1400 машин в год. По состоянию на 1991 год Советский Союз импортировал 15605 Икарусов-250.

Опытный Икарус-250 на испытаниях в СССР
Опытный Икарус-250 на испытаниях в СССР
Серийный Икарус-250
Серийный Икарус-250
Икарус-250.58 образца 1980 года
Икарус-250.58 образца 1980 года

Бюджетный вариант междугородного 11-метрового автобуса Икарус-255 стал поступать в СССР сразу массово – с 1751 единицы в 1973 году. Максимум в 2232 машины был отмечен в 1976 году. Последние 69 автобусов ввезены в 1983-м. Всего импортировано 16219 машин.

Икарус-255
Икарус-255

Поставки городского 11-метрового автобуса Икарус-260 начались одновременно с 255-й моделью, в 1973 году, с 1437 единиц. В 1979 году Советский Союз закупил максимальное количество автобусов этой модели – 3880 штук. По состоянию на 1991 год импортировано 48262 Икаруса-260.

Городской Икарус-260 начала 80-х годов
Городской Икарус-260 начала 80-х годов
Пригородный Икарус-260 начала 80-х годов
Пригородный Икарус-260 начала 80-х годов

Сочлененный автобус Икарус-280 импортировался в более скромных масштабах. Первый автобус был ввезен в 1974 году. В последующие годы поставки нарастали от 500 до 1000-2000 единиц, вплоть до рекордных 3933 машин в 1988 году. Всего по состоянию на 1991 год импортировано 28339 Икарусов-280.

Икарус-280 начала 90-х
Икарус-280 начала 90-х

В 1981 году на смену Икарусу-255 начала поступать усовершенствованная модель – Икарус-256, оснащенная пневматической подвеской взамен рессорной, которой комплектовался предшественник. В первый год было ввезено 366 автобусов. В 1983 году, когда был снят с производства Икарус-255, в нашу страну поступило 1407 машин 256-й модели. Максимум был в 1989 году 2633 – штуки. Всего по состоянию на 1991 год импортировано 14762 Икаруса-256.

Икарус-256
Икарус-256

Помимо перечисленных моделей 200-й серии в незначительных количествах импортировался городской 12-метровый автобус Икарус-263. С 1988 по 1990 год ввезено 587 машин.

Икарус-263
Икарус-263

"Гармошек" Икарус-283 с 1988 по 1991 год импортирована 181 штука.

Икарус-283
Икарус-283

Мини-автобус Икарус-543, у которого был базовым чехословацкий #грузовик Авиа, поставлен в СССР в 1986-1991 годах в количестве 209 единиц.

Икарус-543 (фото Олега Чалкова)
Икарус-543 (фото Олега Чалкова)

Икарусы следующего поколения – междугородные и городские – застали #советский период самым краешком.

Больше всех остальных ввезено междугородных Икарус-365 –75 машин в период с 1989 по 1991 год.

Икарус-365
Икарус-365

В 1990 году импортирован один туристический Икарус-396.

Икарус-396
Икарус-396

В 1990 году поставлен один городской Икарус-415.

Икарус-415 (постсоветский)
Икарус-415 (постсоветский)

В 1990 году импортирован один сочлененный Икарус-435.

Икарус-435 (постсоветский)
Икарус-435 (постсоветский)

Без преувеличения можно сказать, что Икарус – это наше всё. Если бы СССР не закупал эти автобусы, то вероятно советский #автопром был бы другим. Или нам были бы столь же привычны, например, чехословацкие Шкоды/Каросы или югославские ТАМы и Саносы.

Какие вы застали Икарусы, уважаемые читатели? Поделитесь своим мнением.

Лично я застал Икарус-55, -620, -180, -556 и все остальные более поздние.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СТАТЕЙ НА ТЕМУ СОЦАВТОПРОМА (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):

Чехословацкая "золотая ручка": история почти в полвека. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Легендарная чешская марка Аvia. 100 лет истории. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Шкода, которая не задалась. Вся правда о серии 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 1". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 2. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Чехи собираются делать грузовики Тatra в словакии. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как российско-венгерский электробус стал не московским, а будапештским. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ