Значительная часть берегов Чёрного моря представляет собой гористую местность, малопригодную для строительства протяжённых взлётно-посадочных полос, способных принимать пассажирские авиалайнеры. При этом, по сути, сплошная курортная зона, протянувшаяся по периметру Чёрного моря, густо заселена и застроена, и требует разрешения проблемы транспортной доступности. И если вопрос строительства железных и автомобильных дорог здесь в основном благополучно решён, то возведение аэропортов сопряжено с долей трудностей.
Ещё советские инженеры в конце 1930-х годов предложили уникальный проект по созданию аэропорта в Ялте, взлётно-посадочная полоса которого должна была располагаться в море перпендикулярно побережью. Здесь рассматривались два варианта ВПП: на искусственном насыпном острове или на понтонном, плавучем острове. В связке с электрифицированной железной дорогой, полотно которой планировалось протянуть от Бахчисарая к Ялте, необычный аэропорт был призван решить проблему транспортной доступности санаториев Южного Берега Крыма для советских граждан.
Ввиду начала Великой Отечественной войны реализацию проекта по строительству островного аэропорта в Ялте пришлось отложить, и в дальнейшем о нём забыли. Но в начале 1970-х годов этот проект решили реанимировать в Турции, на противоположном берегу Чёрного моря, где наблюдался строительный бум и рост населения. Строительной площадкой был определён участок моря возле города Трабзон, а аэропорт в проектной документации получил название "Орду-Гиресун".
Однако к строительству приступили только в 2011 году. Для начала произвели 50 пробных бурений для создания полной картины геологии дна в районе строительства. После приступили к сооружению защитной дамбы длиной 7435 метров и высотой 7.5 метров из каменных блоков с целью защиты инфраструктуры аэропорта от волн высотой до 12 метров. В дальнейшем разбили морское дно на секторы с половину футбольного поля и приступили к их засыпке скальными породами из ближайших карьеров. Всего было совершено 950 000 рейсов грузовиков, перевезших свыше 40 миллионов тонн груза.
На строительство аэропорта с ВПП длиной три километра и было затрачено 300 миллионов турецких лир. Суммарная площадь комплекса составляет 2 миллиона 250 тысяч квадратных метров. В дальнейшем, путём подсыпки породы, островной аэропорт трансформировался в полуостров, и в настоящее время смотрится как естественное продолжение берега.
Первый в Европе и Турции (по мнению турков), второй в мире (после японского аэропорта "Кансай") аэропорт на искусственном острове "Орду-Гиресун" стал принимать пассажирские самолёты в 2015 году. Видя успех проекта, турецкое правительство приняло решение о строительстве второй подобной воздушной гавани "Ризе-Артвин" возле поселения Пазар.
Готовность второго морского аэропорта на Чёрном море по состоянию на 2022 год составляет 87%, и уже в апреле должны быть осуществлены пробные рейсы. Длина ВПП составляет три километра, а ширина - 45 метров. Но, учитывая большие глубины, на создание искусственного острова ушло уже 100 миллионов тонн породы для засыпки. Предполагается, что аэропорт сможет принимать до трёх миллионов пассажиров в год и рассчитан на обслуживание как внутренних, так и международных рейсов, преимущественно из Грузии. В дальнейшем Министерство транспорта и инфраструктуры Турции планирует строительство третьего островного (морского) аэропорта на Чёрном море.
Подобные аэропорты являются практичными и необходимыми в условиях отсутствия удобных площадок для строительства на суше, но приводят к разрушению уникальной природы побережья и несут в себе определённые риски для многострадальной экологии Чёрного моря.
Из рубрики "Невероятные проекты":
________________________