Найти тему
Лампа Электрика

Нужно ли зимой включать фары для прогрева аккумуляторной батареи автомобиля?

Оглавление

Вот и наступила долгожданная зима. Утром, во дворе, очищая свою ласточку от выпавшего за ночь снега, можно заметить, что некоторые автолюбители перед запуском двигателя, на некоторое время включают дальний свет фар. Свои действия они объясняют тем, что так прогревается аккумуляторная батарея автомобиля.

Однако, можно подойти к этому критично и задаться вопросом — есть ли от этого положительный эффект? А может быть, такой прогрев аккумулятора, наоборот, неизбежно наносит ему вред и сокращает срок службы? Вперёд! Разберёмся в этой статье, что к чему и надо ли так делать?

Особенности зимней эксплуатации автомобиля

Для начала ответим на следующий вопрос — как изменяется нагрузка на аккумуляторную батарею при эксплуатации в зимнее время? Конечно, нагрузка значительно увеличивается.

Рисунок 1. Авто с включёнными фарами зимой
Рисунок 1. Авто с включёнными фарами зимой

Во-первых, для того чтобы запустить двигатель, стартеру требуется намного больше тока, чем летом. Этому в значительной степени способствует то, что при сильном морозе, масло густеет.

Во-вторых, зимой приходится чаще запускать двигатель. Это также увеличивает износ аккумулятора. Ситуацию усугубляет то, что энергия от генератора в значительной степени расходуется на питание обогрева стёкол, работу дворников и вентилятора печки, поэтому батарея получает меньше заряда.

Со временем такая ситуация приводит к тому, что аккумуляторная батарея вынуждена отдавать энергии больше, чем получает. При низких температурах окружающего воздуха замедляются химические реакции в батарее, а также снижается плотность электролита, что приводит к увеличению времени для запуска двигателя.

Можно или нельзя включать фары?

Особенно интенсивный износ батареи проявляется в условиях городской эксплуатации, когда часто приходится совершать короткие поездки. За сравнительно короткое время двигатель и аккумулятор успевают остыть. Однако, некоторые «бывалые» автолюбители рекомендуют включать на короткое время дальний свет фар. Эта операция, по их мнению, позволяет прогреть батарею, что приводит к увеличению скорости химических реакций.

Разумеется, находятся противники таких ритуалов. Они приводят в подтверждение своих слов, такие аргументы, что эффект от такого прогрева незначителен. Дополнительный разряд батареи в этом случае только повредит и снизит её ресурс.

Также они утверждают, что такая операция была уместной для аккумуляторов старой конструкции. У таких батарей резкая нагрузка могла привести к искривлению пластин, что вызывало короткое замыкание в отдельных банках. Именно для таких батарей и рекомендовалось перед запуском двигателя, прогревать их включением фар.

Рисунок 2. Свинцовая сурьмянистая АКБ
Рисунок 2. Свинцовая сурьмянистая АКБ

Нужно учитывать, что советы для классики не подходят для современных автомобилей. Наличие в них разнообразных электронных устройств, например, сигнализации или видеорегистратора, постоянно потребляющих электроэнергию, приводит к тому, что аккумулятор постоянно находится в режиме разряда. Это означает, что химические процессы в нём идут постоянно, в отличие от классики, где электроники минимум и АКБ не разряжается так быстро.

Рисунок 3. Двигатель не завёлся
Рисунок 3. Двигатель не завёлся

Ситуацию может усугубить значительный возраст батареи. При низких температурах включение фар может привести только к ещё большему разряду. А это означает, что двигатель может и не завестись.

Что делать?

Для того чтобы не оказаться в ситуации до боли знакомой некоторым автолюбителям и не бегать к соседям с просьбой «прикурить авто», лучше заранее подготовить АКБ к зиме.

Во-первых, провести очистку батареи от грязи и пыли.

Рисунок 4. Грязная АКБ
Рисунок 4. Грязная АКБ

Во-вторых, очистить клеммы от окислов, смазать и подтянуть контакты.

Рисунок 5. Очистка и смазка клемм АКБ
Рисунок 5. Очистка и смазка клемм АКБ

В-третьих, проверить уровень и плотность электролита.

Рисунок 6. Проверка плотности электролита в АКБ
Рисунок 6. Проверка плотности электролита в АКБ

После проведения простого обслуживания необходимо проверить уровень заряда и при необходимости, зарядить батарею.

Рисунок 7. Проверка уровня заряда АКБ
Рисунок 7. Проверка уровня заряда АКБ

Заключение

Включение фар на небольшое время, конечно, не сможет сильно повлиять на срок службы нового аккумулятора. Однако, для АКБ в возрасте, такая дополнительная нагрузка может оказаться фатальной.

Поэтому, следуя принципу: «Профилактика лучше, чем лечение» нужно периодически уделять некоторое время обслуживанию аккумулятора. При соблюдении нехитрых рекомендаций он прослужит долго и не подведёт.

Авто
5,66 млн интересуются