Все чаще компании, подбирая и развивая сотрудников, учитывают эмоциональный интеллект. Теперь, когда многолетние исследования подтвердили значение эмоционального интеллекта для успеха компании, а также возможность развивать его, вырисовалось понимание, на чем сосредоточить усилия для достижения своих целей.
Развитие эмоционального интеллекта и подбор людей с высоким уровнем EQ повышают эффективность всей компании. Чем выше EQ, тем успешнее лидер, независимо от показателя IQ. В этом уже нет сомнений. Остается научиться определять уровень EQ и уметь развивать его.
К сожалению, даже понимая огромное значение эмоционального интеллекта, во многих компаниях продолжают считать, что овладение мягкими навыками – естественный процесс, которым не нужно управлять.
В чем важность эмоционального интеллекта
Почему EQ так важен? Люди с развитым эмоциональным интеллектом легко решают любые возникающие проблемы и продвигаются по карьерной лестнице только потому, что умеют взаимодействовать с другими людьми. Покуда решения будут зависеть от коммуникации между людьми, EQ будет играть ключевую роль в любом успехе – в бизнесе, в личных интересах и в глобальных общечеловеческих задачах.
Эмоциональный интеллект часто недооценивают, потому что неверно понимают его суть. К примеру, сотрудник, занимающий лидерские позиции, считает, что уровень эмоционального интеллекта у него на высоте. Мыслит от так: его любят подчиненные, он проявляет к ним доброту, демонстрирует уважение, приятен в общении и способен понять нужды людей. Однако бывает, что такой человек никак не может продвинуться по карьере. В чем дело? Он попал в ловушку терминологии. Слишком узко понимая, что собой представляет эмоциональный интеллект и эмоциональное лидерство, он не считает нужным развивать себя в этом направлении.
Решив, что суть эмоционального интеллекта в общительности и приятном обхождении, можно забыть, что еще входит в это понятие. Возможно, какие-то из важных качеств EQ у этого менеджера еще не развиты, и это не позволяет ему стать более эффективным и более сильным лидером.
Зато все составляющие эмоционального интеллекта можно успешно развивать.
12 составляющих эмоционального лидерства
Эмоциональный интеллект – это совокупность навыков и способностей распознавать эмоции, видеть намерения и мотивацию других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в ходе решения практических задач.
Как видим, эмоциональное лидерство не ограничивается умением быть милым и добрым. Автор книг об эмоциональном лидерстве Дэниел Гоулман назвал 12 составляющих EQ. Эти 12 компетенций затрагивают четыре области. Исследование своих сильных и слабых сторон эмоционального интеллекта позволяет находить точки роста, развиваясь и укрепляя свое лидерство.
Самоосознанность
Самоосознанность – это умение самонастраиваться на собственные эмоции. С этой компетенцией связана наша способность понимать, что мы сами чувствуем, и помогают ли нам наши чувства или эмоции.
Если у вас есть эта компетенция, то вы:
- Знаете, в чем ваши сильные стороны и какие у вас ограничения.
- Принимаете решения действовать, учитывая свою компетентность.
- Точно знаете, можно ли на кого-то в команде положиться в том или ином вопросе, и на кого именно.
- Знаете свои ценности и цели, действуете решительно.
Если компетенция не развита, ее можно развить. Практикой самоосознанности будет признание своих слабых сторон и честность с самим собой. Определите свои сильные и слабые стороны, обозначьте навыки, которые нужно выработать и усовершенствовать. Проведите анализ рабочих и бытовых ситуаций, оцените свои чувства и эмоции, причины и признаки неудач, а также негативного отношения к ним – разочарования и отчаяния.
Управление собой
Эта компетенция позволяет контролировать спонтанные эмоции и импульсы, что особо важно в периоды кризиса. «Держать себя в руках» для лидера в такие периоды – лучшая поддержка своих сторонников. Это свойство лидера становится основой для спокойствия всех, кто в него верит.
К управлению собой относят такие компетенции:
- Эмоциональный самоконтроль. Спокойствие даже под давлением, сбалансированность чувств, позволяющие продолжать решение задачи в любых условиях.
- Адаптивность. Гибкость в условиях перемен и нестабильности. Способность перестраиваться с задачи на задачу, не теряя ресурса, умение находить новые пути решения и отменять неэффективные стратегии, соблюдая баланс.
- Ориентация на результат. Стремление к совершенствованию, готовность получать обратную связь и улучшать свою работу.
- Позитивное мышление. Способность видеть хорошее в каждом человеке и событии. Это позволяет быть открытым для инноваций и возможностей.
Какие из перечисленных компетенций у вас лучше всего развиты? Если некоторые или все из перечисленных развиты недостаточно, их можно развить. Ощущая отчаяние, старайтесь не размышлять и не паниковать. Глубоко вдохните и проанализируйте свои эмоции. Не спешите срываться на окружающих: определите, что вам не подходит, и предложите варианты решения проблемы. Ждете времен, когда к трудностям и переменам можно будет подготовиться заблаговременно? Такого не будет: трудности и изменения происходят всегда внезапно. Готовым к ним нужно быть всегда. Важно уметь определять контекст ситуации, корректировать стратегию и расставлять приоритеты.
Социальная осознанность
Этот навык позволяет считывать и интерпретировать эмоции людей, передаваемые невербальными сигналами. Социально осознанные лидеры способны эффективно коммуницировать и сотрудничать с разными типами людей.
К этому навыку относят следующие компетенции:
- Эмпатия. Способность уделить другому человеку все свое внимание, выделить достаточно времени на то, чтобы поставить себя на его место и понять, что он говорит и что чувствует.
- Организационная осведомленность. Способность ориентироваться в эмоциональных потоках и определять групповую динамику. Люди, владеющие таким навыком, могут даже предсказывать, кто и как отреагирует на ту или иную ситуацию, способны стратегически анализировать события.
Чтобы развить этот навык, необходимо развивать навык слушания. Не стремитесь судить других людей, не пытайтесь перехватить инициативу в разговоре в свои руки, лучше поощряйте людей рассказывать о себе, задавайте вопросы и давайте другим спрашивать, что их интересует. Стремитесь поставить себя на место другого человека и почувствовать чьи-то эмоции.
Управление отношениями
В эту компетенцию входит набор навыков, помогающих мотивировать и вдохновлять людей, строить с коллегами гармоничные отношения.
Управление отношениями включает в себя следующие компетенции:
- Влияние. Способность получать поддержку других. Обычно ею отличаются те, кого называют прирожденными лидерами. Это люди, умеющие мобилизовать коллектив, вовлечь и подготовить его к достижению цели.
- Наставничество. Способность обеспечить человеку долгосрочное обучение, предоставить обратную связь и всевозможную поддержку в освоении определенных навыков. Наставничество требует умения четко и ясно выражаться, мотивировать, достигать, чтобы люди ясно выражали свои ожидания.
- Управление конфликтами. Способность справляться с разногласиями, инициировать продуктивную дискуссию и находить устраивающие все стороны решения.
- Командная работа. Способность продуктивно взаимодействовать с сотрудниками, быть активным в решении поставленных задач, разделять с коллективом ответственность, вносить свой вклад в развитие потенциала команды.
- Лидерство. Способность вдохновить и направить людей к цели, умение выявить лучшие качества команды.
Как развивать это важный навык? Прежде всего научиться позитивно смотреть на жизнь, иначе не получится выстраивать долгосрочные отношения с людьми. Нужно стать агентом позитивных изменений.
При этом не нужно бояться рисковать и идти наперекор общепринятым нормам. Это способно вдохновить.