28 декабря 1976 года с главного сборочного конвейера камского автозавода сошёл 5 000 автомобиль, им стал КАМАЗ-5410.
Что это значило для КАМАЗа и всей страны, попытаюсь рассказать.
Ещё в феврале 1976 года, когда был выпущен первый автомобиль КАМАЗ, да к тому же в режиме пуско-наладки, многие и не верили, что к концу года будет изготовлено 5 000 машин. К тому же официальные документы и взятые социалистические обязательства на 1976 год говорили о производстве лишь 4 000 грузовиков. И вот в августе 1976 года Совет Министров СССР принимает предложение Министерства автомобильной промышленности СССР о дополнительном выпуске автомобилей КАМАЗ в количестве 1 000 штук. Внизу Приказ генерального директора КАМАЗа №261 от 30 августа 1976 года, подтверждающий этот факт.
Всю вторую половину 1976 года КАМАЗ жил под лозунгом «Дадим стране в 1976 году 5 000 автомобилей!»
Внизу статья из газеты «Советская Татария» от 28 декабря 1976 года.
И вот наступает 28 декабря 1976 года. День выпуска 5 000 автомобиля КАМАЗ! Примечательно, что в этот день для автомобильной промышленности СССР двойной праздник – на ВАЗе 28 декабря 1976 года был выпущен 3 000 000 легковой автомобиль. Вот как об этих исторических событиях писала газета «Правда» от 29 декабря 1976 года.
Хорошо известно, что в сборке юбилейной модели грузового автомобиля КАМАЗ приняли участие 80 победителей социалистического соревнования. Все они названы в приказе - постановлении №420 от 18 декабря 1976 года.
Победителям выдавали вот такие удостоверения, как, например, выданное Суслопарову Григорию Николаевичу – автокрановщику управления по ремонту и обслуживанию оборудования (УРиОТО) КАМАЗа.
По случаю выпуска «пятитысячника» на автомобильном заводе состоялся митинг. На митинге звучали приветственные и торжественные речи. Так, Скакун Иван Ильич - бригадир наладчиков завода двигателей признался, что гордится тем, что «сердце» для нового грузовика было сделано на его родном заводе - заводе двигателей. Шуранов Рудольф Васильевич подчеркнул, что знаменательное событие «стало возможным благодаря постоянному вниманию ЦК КПСС, Советского правительства».
Внизу выступает Соколов Валерий Николаевич – директор КАМАЗа по производству. Он, кстати, тогда сказал: «Пройдут годы и 5 000 грузовиков КАМАЗ станет выпускать за две недели». И, действительно, если в декабре 1976 года среднесуточный темп выпуска составлял 34 автомобиля, то уже в декабре 1980 года - 244 автомобиля в сутки.
Здесь же, на импровизированной трибуне, составленной из 4 грузовиков КАМАЗ, состоялась церемония передачи символического ключа от производителя – водителю.
Внизу Попов Сергей Андреевич – водитель Ленинградского управления по обслуживанию автотранспортом промышленности, Герой Социалистического Труда (второй справа) принимает символический ключ из рук Мушникова Вячеслава Яковлевича – водителя-испытателя автомобильного завода (первый справа). Попов С.А. с высокой трибуны дал слово на камазовском тягаче выполнить два пятилетних плана перевозок, и добавил тогда на митинге: «Эта техника, наверняка, не подведет!»
Вот они - два водителя на фоне 5 000 автомобиля КАМАЗ.
Между прочим, вы видите, каким был символический ключ от 5 000 автомобиля КАМАЗ? Позднее, при выпуске почти каждого юбилейного автомобиля, на КАМАЗе существовала традиция вместе с передачей новеньких грузовиков вручать водителю и символический ключ. И всегда он был один. Но на фотографиях, сделанных в декабре 1976 года, можно видеть и такой символический ключ. Видимо неравнодушные камазовские умельцы по собственной инициативе изготовили его в честь исторического события.
Что касается Мушникова Вячеслава Яковлевича, то это он был за рулём третьего автомобиля КАМАЗ в феврале 1976 года. Это он в июле 1976 года сводил с конвейера 1 000 автомобиль, потом в мае 1977 года - 10 000-ный, а затем в июле 1979 – 100 000 грузовик.
Вот как отзывался об автомобиле КАМАЗ Мушников Вячеслав Яковлевич на страницах газеты «Рабочий КАМАЗа» от 22 декабря 1976 года.
О «пятитысячном» автомобиле и получившем его водителе много писала центральная и местная пресса. Внизу обложка журнала «Огонёк» №1 за 1977 год.
Внизу материал из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 8 января 1977 года.
Внизу статья из газеты «Ленинградская правда» от 8 января 1977 года.
Большая статья была посвящена Попову Сергею Андреевичу в ленинградской газете «Смена» от 13 февраля 1977 года. Обратите внимание, что до того, как Попов С.А. работал на МАЗ-504, но прочитайте, как опытный водитель тепло отзывался о только что полученном камазовском тягаче.
В 1977 году в Ленинград должны были отправиться 800 автомобилей КАМАЗ. Вот как об этом сообщала газета «Советская Татария» от 2 марта 1977 года.
Спустя год, после получения Поповым Сергеем Андреевичем 5 000 автомобиля КАМАЗ, газета «Советская Россия» от 8 января 1978 года вновь возвращается к рассказу о Герое Социалистического Труда, работающем на камазовском тягаче.
Итак, в начале 1977 года 5 000 автомобиль уехал в Ленинград, а камазовцам остались на память фотографии, сделанные на его фоне.
Где завершил свой трудовой путь 5 000 автомобиль КАМАЗ сегодня нам неизвестно.