Найти в Дзене

Так кто же на самом деле изобрел велосипед?

В Екатеринбурге на улице Вайнера есть симпатичная скульптура, изображающая мужика на старинном велосипеде с огромным передним колесом. Это не абстрактный образ, а памятник Ефиму Артамонову, которого многие считают действительным изобретателем велосипеда. По этому поводу есть легенда, а вот насколько он правдива, не мне судить. Я вполне допускаю, что Артамонов действительно изобрел нечто, похожее на велосипед, но эта вещь выглядела совсем не так, как в скульптуре.

Памятник Ефиму Артамонову в Екатеринбурге. Фото: РИА Новости
Памятник Ефиму Артамонову в Екатеринбурге. Фото: РИА Новости

Разумеется, когда слышишь, что какой-то русский мужик раньше всех этих европейских инженеров из гoв..a и палок соорудил что-то этакое, сразу вспоминаешь пресловутую фразу о том, что Россия — родина слонов. Но в случае Артамонова я бы отбросил скепсис. Ведь был же Черепанов, например, или там Кулибин. Смышленых мастеровитых мужиков на русской земле всегда было немало. Итак, Ефим жил в конце XVIII - начале ХIХ века и был он уральским крепостным, работал вместе с отцом на строительстве барж.

Слушайте на сайте sponsr подкасты моей жены на темы культуры, искусства, философии, социологии

Так получилось, что отец был отправлен на Старо-Уткинскую пристань, а сын остался в Нижнем Тагиле на заводе. Ему было всего 14 лет. Дело происходило в 1790 году. Чтобы увидеться с отцом, мальчику надо было преодолевать примерно 83 км.

Эволюция велосипеда. Рисунок из Википедии
Эволюция велосипеда. Рисунок из Википедии

Тогда смышленый мальчишка смастерил из металла (на заводе его было полно) два колеса, соединил их рамой, пристроил деревянное сидение, а спереди сделал руль. Чтобы конструкция ехала, надо было отталкиваться от земли ногами. Внешний вид изобретения был похож, думаю, на то, что в эволюции велосипеда считается его первой версией, изобретенной немецким профессором Карлом фон Дрезом (от его имени происходит слово "дрезина") в 1817 году (патент 1818).

А Ефимушка-то нечто подобное сварганил на 20 лет раньше немца! Но, поскольку нет ни патента, ни сохранившегося предмета, а есть только легенда, то Артамонов как изобретатель велосипеда в мире не признается. Уральцы же, конечно, в его первенстве не сомневаются.

Свое изобретение Артамонов назвал самокатом и начал его усовершенствовать. Интересно, что хозяин Нижнетагильского завода Акинфий Демидов поощрял изобретательство талантливого парня, он видел выгоду от его изобретения. Ефим вскоре пристроил к своему самокату и педали. Когда в 1801 году в Москве ожидалась коронация Александра I, Демидов велел Артамонову ехать туда на самокате, для чего даже выправил ему паспорт (а крепостные паспортов не имели).

Делая скорость, в среднем, 12 верст в час, Ефим прибыл в Москву 15 сентября и был обласкан всеобщим вниманием. На диковинную конструкцию глазели все. Царь тоже с интересом ознакомился с самокатом, был приятно поражен и тут же дал Артамонову и его семье вольную. Нижнетагильский завод получил компенсацию в 500 рублей (по тем временам — большие деньги).

Велогонщик XIX века со своим велосипедом. Фото из открытого источника в Яндексе
Велогонщик XIX века со своим велосипедом. Фото из открытого источника в Яндексе

К сожалению, как это часто бывает в нашем отечестве, изобретение восприняли только как некую диковинку, поахали, похлопали себя по ляжкам и забыли. А в Европе изобретение фон Дреза было должным образом запатентовано и начало свой славный путь, совершенствуясь и видоизменяясь. К современному виду #велосипед пришел в конце XIX века. К тому времени были сделаны также женский и детский варианты. Ну, а потом все заверте...

#история #культура #артефакты

Подписывайтесь на мой канал!

Читайте еще:

Рисунки Микеланджело на стенах его тайного убежища

Великолепный памятник доисторического искусства, оригинал которого закрыт для посетителей: пещера Ласко