Найти в Дзене
Вокруг мотоциклов

Его помнят все мотоциклисты СССР - перехватчик «УРАЛ» М67П.

Оглавление

Немного о датах

31 июля 1918 года.

Моссоветом разработан и утверждён первый советский документ, связанный с безопасностью дорожном движения, которым стала «Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по городу Москве и её окрестностям».

Регулировщик дорожного движения в пробковом шлеме  Москва тридцатые годы.
Регулировщик дорожного движения в пробковом шлеме Москва тридцатые годы.

3 июля 1936 года.

Днём рождения ГИБДД . Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1182 утвердил «Положение Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче- крестьянской милиции СССР». Поначалу состав ГАИ насчитывал всего 57 человек в семи отделениях.

-3

1940 год

Введены Единые для всего СССР Правила дорожного движения.

-4

1959 год.

Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. С этого времени началась унификация внутрисоюзных правил дорожного движения с международными.

INTERCEPTOR ПО-РУССКИ

(interceptor -перехватчик англ.)

В 1962 году вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению деятельности советской милиции». В нём, помимо всего прочего,
предлагалось обеспечить автоинспекторам полное превосходство на дорогах Советского Союза. На основе этого постановления были сформированы тактико-технические требования к мотоциклам специального назначения: скорость 150 км/ч для «одиночки» и 120 км/ч для мотоцикла с коляской, установка специального оборудования, полная защита водителя от ветра, дождя и брызг грязи.

При этом «мотоцикл должен обладать внешностью мощной скоростной машины и выделяться на фоне другого транспорта».

Урал 2 М63 - взят за основу первого милицейского  мотоцикла
Урал 2 М63 - взят за основу первого милицейского мотоцикла

Разработкой нового специального мотоцикла занялись конструкторы Ирбитского мотоциклетного завода. Работу над проектом начал сектор спортивных машин, у сотрудников которого был богатый опыт создания скоростных аппаратов. За основу ходовой части они взяли новейший нату пору М-63, с трубчатой дуплексной рамой, передней телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской. А вот двигатель был спроектирован заново и имел необычно большой для советских мотоциклов рабочий объём: 1040 см*. Типичный для 750-кубовых оппозитов ход поршня 78 мм сочетался с диаметром цилиндра, увеличенным до 92 мм. Первоначально двигатель был рассчитан на работу на бензине А-72 и при степени сжатия 6,5 развивал мощность 40л.с.

1 июля 1963 года.
Ведён в действие новый ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные».

Первые образцы нового мотоцикла, получившего обозначение М-100, собраны осенью 1963 года.

М-100 первый вариант
М-100 первый вариант

Летом следующего года машины проходили межведомственные испытания в ЦКЭБ в Серпухове, на которых выявили ряд существенных недоработок. Во-первых, не удалось достичь заданной скорости: «одиночку» сумели разогнать всего до 132 км/ч, мотоцикл с коляской - до 108 км/ч. Но даже на таких скоростях проявилась слишком большая парусность закреплённого на руле обтекателя: при разъезде со встречным автомобилем возникали силы, стремящиеся повернуть руль в сторону.

1967 год.
Введено обязательное ношение шлемов для водителей и пассажиров мотоциклов и мотороллеров.
-7

Новый вариант М-100 получил форсированный до 50 л. с. двигатель, модернизированное оборудование и большой обтекатель, закреплённый на раме. Чем же отличался этот «мото-милиционер» от серийной продукции? Первое, на что можно обратить внимание это изящный обтекатель со встроенными специальными фарами и фонарями поворотов. И именно он придавал мотоциклу необходимую стремительность, а также защиту мотоциклиста при повышенных скоростях. И очень жаль, что такие обтекатели не применяли на серийных мотоциклах.

Эти полуобтекатели разработал конструктор гоночных мотоциклов Гейслер и изготовил их из листовой стали. В результате коэффициент лобового сопротивления мотоцикла заметно улучшился.

За разработку механической сирены, впервые появившейся на М-100, В. Коновалов и инженер спортивного се- ктора В. Соколов получили авторское свидетельство.

Сирена стоит того, чтобы рассказать о ней отдельно. Изначально она располагалась в зоне заднего колеса и приводилась в действие приводом от шины. Однако агрегат часто выходил из строя - из-за грязи, от которой никуда не деться. Да и без вращения заднего колеса возможность подачи звукового сигнала исключалась. В новом варианте сирену поместили под правым цилиндром - звук возбуждал привод от маховика двигателя. Включался привод ручным рычагом, расположенным на левой стороне руля, ниже рычага выжима сцепления, при помощи тросика. Позднее педалью, расположенной у правой подножки водителя.

Предусмотренный для мотоцикла с коляской стояночный тормоз разместили в рычаге выжима тормоза переднего колеса. Его фиксатор надежно стопорил двухкулачковый привод тормозного барабана.

М-100 Мотоцикл особого назначения - самый мощный мотоцикл СССР
М-100 Мотоцикл особого назначения - самый мощный мотоцикл СССР

Оригинальной была и конструкция переключателя указателей поворотов (последняя модель М-100). Его некуда было втиснуть: на руле и без того образовалось множество всевозможных рычагов, кнопок и тумблеров. И тогда механизм включения поворотников поместили в левую рукоятку руля: легким вращением рукоятки производилось включение сигналов-мигалок.

Испытания, проведённые летом 1965 года, показали, что в целом мотоцикл удовлетворяет предъявляемым требованиям. После устранения выявленных недостатков в декабре 1967 года собрали 12 мотоциклов с коляской, переданных в московское отделение ОРУД ГАИ. Позже москвичи получили ещё десять М-100.

-9

Но серийным М-100 так и не стал. Во-первых, на заводе не было цеха мелких серий — а предполагаемый объём заказов не превышал 1500 машин в год. Во-вторых, при столь малой унификации с серийными мотоциклами специальный аппарат выходил весьма не дешёвые. Наконец, шинники так и не смогли сделать достаточно живучие для такой мощной машины шины: заднее колесо «колясочного» мотоцикла с развитым протектором хорошо зарекомендовавшим себя на бездорожье, плохо держит повороты и изнашивается на 800—1800 км. Колеса так же страдали и иными недостатками. Обутые в шины 4,00х17", задние снимались только вместе с мостом.

ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА

Когда работники завода заметили явное падение интереса начальства МВД к проекту М-100, они предложили разработать патрульный вариант на базе серийного М-63. Такой аппарат был намного дешевле, чем М-100, и не требовал отдельных сборочных мощностей.

М-63П
М-63П

От базового мотоцикла М-63П отличался специфической раскраской (как раз тогда был введён «канареечный» цвет для милицейских машин), дополнительными фарами, механической сиреной и кронштейнами для спецоборудования (громкоговоритель, рация), которое устанавливалось уже «на местах». Мощность двигателя была увеличена с 28 до 30 л. с. Главным техническим новшеством стал переход на 12-вольтовое электрооборудование, с «москвичовским» генератором постоянного тока Г-108М, мощностью 240 Вт, необходимым для питания этого спецоборудования.

В комплектацию патрульных мотоциклов вошли также указатели поворотов, которые на «гражданских» машинах появились лишь в модели М-66. Кроме варианта с коляской, М-63П выпускался и в одиночной версии. Она получила главную передачу с изменённым передаточным числом (так называемую «де­вятку» - по числу зубьев ведущей конической шестерни), 18-дюймовые колёса, пружины подвески уменьшенной жёсткости, боковую подставку и дуги без­опасности с расположенными на них красными проблесковыми фонарями, а также инструментальный ящик, расположенный в верхней части бензо­бака. Мотоцикл оснащался огнетушителем, закреплённым в специальном кронштейне справа над задним колесом, и ветровым и коленными щитками. На левом щитке располагались держатели для милицейского жезла. Это исполнение получило в народе прозвище «перехватчик», или «догонялки», - поскольку было единственным средством в арсенале советской милиции, способ­ным угнаться за мотохулиганами на Jawa.

Дополнительное оборудование:
Полуобтекатель
Усилитель речи ГУ-10 (с коляской)
Два зеркала заднего вида
Механическая сирена
Огнетушитель ОУБ-0.7
Медицинская аптечка
Две мигающие фары с красным светофильтром
Гидравлический тормоз на колеса: заднее и коляски
Приемно-передающая радиостанция "Марс"
Сигнал повышенной громкости
Планшет с ночным освещением
Переносная лампа
Указатель поворотов и стоп-сигнал
-11

На полигонных испытаниях М-63П с коляской выжал 111 км/ч, а «одиночка» - 143 км/ч. Эти параметры вполне устраивали ГАИ, поскольку самыми быстроходными автомобилями на до­рогах СССР тогда были ГАЗ-21 «Волга» и «Москвич-408», развивавшие от силы 130 км/ч. Правда, у серийных М-63П, производство которых началось в 1969 году, были указаны более скромные показатели: 95 км/ч для колясочной версии и 120 км/ч для «одиночки».

-12

В дальнейшем эволюция патруль­ных мотоциклов проходила параллель­но с совершенствованием обычных машин. В 1971 году началось производство мотоцикла М-66П с форсированным до 32 л. с. двигателем, перед­ней вилкой с трубами увеличенного диаметра и новыми амортизаторами задней подвески. А в 1975 году мили­ция получила мотоцикл М-67П с изменённой рамой, позволившей снимать коробку передач и муфту упругого кардана, не демонтируя двигатель. Двухкулачковый тормоз переднего колеса значительно повысил эффективность торможения. «Одиночный» М-67П оснащался оригинальным уз­ким передним крылом. Поскольку базовый М-67 получил 12-вольтовую систему электрооборудования с ге­нератором переменного тока Г424, то такая же система была применена и на М-67П - хотя мощность нового генератора (150 Вт) была ниже.

1976 год.
В СССР введены ограничения скорости на загородных дорогах: легковым автомобилям, лёгким грузовикам и междугородным автобусам разрешалось разгоняться до 90 км/ч, мотоциклам и тяжёлой технике - до 70 км/ч.

Завод выпускал до 4500 патруль­ных мотоциклов в год, причём машины с коляской превалировали: выпуск «одиночек» не превышал нескольких сотен в год.