Введение
Несмотря на дальнейшее быстрое развитие беспилотной авиации после карабахского конфликта 2020 года танки и прочая бронетехника не ушли в небытие. По крайней мере на данный исторический момент. Ниже будет приведен анализ ситуации в мире с бронетехникой на текущий 2021 и будущий 2022 годы.
Описание
В 2021 году не было громких анонсов начала разработки принципиально новых бронированных машин. Если же говорить об основных боевых танках, в лучшем случае речь шла о работах над модернизациями старых моделей, как в случае с США или Великобританией, или о начале поставок давно анонсированных моделей, как в случае с российским Т-14 «Армата». Немного лучше обстоит ситуация с легкой бронетехникой, в том числе с MRAPами. Но в целом и там не было громких анонсов. США продолжают поставлять в свою армию M1A2 Sep v.3, переделанные из «Abrams» старых моделей.
Хотя, вопреки распространенному мнению, не приходится сомневаться в возможностях США в случае необходимости быстро заново развернуть производство новых танков. Одновременно в 2021 году подписан контракт на работы по поставкам M1A2 Sep v.4 – модификации еще более продвинутой по бортовому электронному оборудованию и набору боеприпасов. Англия наконец-то стала практически приступать к реализации программы модернизации танков Challenger-2 в Challenger-3.
Особенность этой программы не только в том, что также танки будут строиться из уже выпущенных экземпляров старой версии, но в и в огромной роли ФРГ в этом проекте, как по участию в разработке конструкции, так и по доле в производстве ключевых компонентов боевой машины. Впрочем, если учесть большой экспортный успех немецких Leopard-2 в самых различных версиях, их высокий боевой потенциал, это неудивительно и закономерно, особенно на общем фоне упадка британского промышленного потенциала в целом. Что также объединяет программы обновления американского и британского танкового парка – это дальнейшая тенденция к снижению общего числа основных боевых танков в армиях обоих стран. ФРГ также продолжают модернизацию ранее выпущенных моделей Leopard-2 ранних версий в Leopard-2A7.
Франция анонсировала планы модернизации танков Leclerc. Также Франция и Германия продолжают совместную разработку танка Main Ground Combat System (MGCS). Израиль продолжает поставки Merkava Mk4M в свои вооруженные силы и планирует создание принципиально новой машины.
Обращает внимание то, что США, Англия, ФРГ, Франция и Израиль либо уже ставят на танки и остальную бронетехнику комплексы активной защиты (КАЗ), либо планируют это сделать. Россия же обещает поставить в армию первые 20 танков Армата уже для войсковой эксплуатации. Хотя это еще не означает их принятие на вооружение армией России. В то же время продолжаются поставки, пусть и ограниченные годовой партией в 65 экземпляров, новых танков Т-90М.
Часть из них нового выпуска, часть переделаны из Т-90 ранних серий, еще 90-х гг.Первые серии Т-90 по сути не так уж сильно отличались от Т-72Б образца 1989 года. Нынешний же Т-90М это уже совсем другая боевая машина, вполне соответствующая в целом духу нашего времени. Также продолжились поставки прошедших модернизацию танков Т-72Б3 образа 2016 года и Т-80БВМ.
Это менее совершенные модели, чем Т-90М, но зато более массовые. В них переделываются Т-72Б и Т-80БВ еще советского производства.
Для защиты от противотанковых средств с поражением в верхнюю полусферу мы стали активно применять специальные «козырьки». В наши войска поступили первые БМПТ «Терминатор-2». Ранее они шли только на экспорт. Иран стал активно «светить» свои танки «Каррар».
Создан он по их заявлению на базе танка Т-72С, лицензию на которого он свое время получил от России в 90-х гг. Но «Каррар» во многих отношениях совершеннее Т-72С, будучи порой приближен по отдельным параметрам к Т-72Б3 образца 2011 года и к Т-90МС. В то же время он сохраняет множество компонентов иностранного производства и разработки. Особенно в бортовой электронике, ровно, как сохраняет и ряд весьма уже устаревших узлов и агрегатов. КНДР в этом году засветила свой новый танк неизвестного наименования. Внешне схожий на некий гибрид российской «Арматы» и американского «Абрамса», вкупе с традиционными для КНДР и поэтому уникальными в мировой практике техническими решениями (отдельные ракетные установки и тому подобное). Но точных и достоверных данных о нем нет.
Пока буксует проект турецкого танка «Алтай» из-за проблем с созданием двигателя и трансмиссии. В этом году активно муссируется тема легких танков.
В США испытываются разработки по программе Mobile Protected Firepower (MPF), предусматривающей создание легкого и мобильного танка, продолжают свои проекты по данной тематике турки и индонезийцы, Россия продемонстрировала макет легкого танка «Спрут-СДМ1» в варианте с усиленной бронезащитой и без возможности авиадесантирования, с перспективой его продажи Индии.
В условиях множества локальных конфликтов легкие танки приобретают большее значение, благодаря большей мобильности. А большая мощь и защита там часто избыточна. Тем более в условиях появления эффективных КАЗ. Продолжают, так же, в расчете на локальные конфликты, развиваться колесные танки. Их большее число ныне состоит на вооружении даже китайской армии, видимо в расчете на ее операции за рубежом, в странах третьего мира. Обсуждается тема создания такого танка на базе колесной БМП «Бумеранг» и в России. Все большее и большее распространение получают MRAP. Их большее число создано и у нас и поставлено в Российскую армию за последние годы. Обращает внимание, что из значимых в военном отношении стран НАТО активно наращивает число своих танков только Польша, граничащая с Россией и Белоруссией. Последний контракт – это на 400 M1A2 Sep v.3. Также перестала сокращать и даже немного увеличила за последние годы свой танковый парк Германия. США, Англия и Франция вместе с модернизацией танков сокращают их число. Но обращает свое внимание то, что не сокращают число танков и одновременно улучшают их качество такие страны как: Израиль, Турция, Россия, КНР, Южная Корея, Япония, Тайвань, Индия, Пакистан и Иран. Это если говорить о значимых в военном отношении странах. Такой расклад по планам на танки говорит, что на данный момент на сокращение числа танков влияет не столько появление новых средств с ними, как-то ударные БПЛА, дроны-камикадзе и ПТУР с самонаведением, а скорее особенности потенциальных ТВД для каждой конкретной страны. Хотя тенденция развивать в первую очередь легкую бронетехнику, а также искать средства защиты от поражения в верхнюю полусферу заметна. В этом году было объявлено об интересной новинке в тематике КАЗ. Германская компания Rheinmetall для гусеничных БМП Lynx армии Венгрии, начало производство которых намечено на 2022 году, будет поставлять новые КАЗ StrikeShield.
Их особенность - меньшая общность излучения РЛС. Таким образом снижается зона, где можно засечь работу КАЗ. Сейчас их можно обнаружить на расстоянии до нескольких сотен километров. А StrikeShield обнаруживается только с 6 км. Это дает большие плюсы по скрытности применения и КАЗ, и самой бронетехники. На 2022 год в сфере бронетехники представляется на данный момент, что будет дальнейшее развитие тенденции и проектов текущего 2021 года. В России из громких событий ожидается в следующем году долгожданное начало производства колесной БМП «Бумеранг», что в частности облегчит задачу создания колесного танка.
Заключение
На данный момент не заметно ни смерти основных боевых танков, ни смерти бронетехники в целом. Но виден уклон на КАЗ или козырьки на крышах в некоторых случаях, большее внимание к легкой бронетехнике и MRAP. А также сокращение числа танков в странах не имеющих потребностей к защите своих сухопутных рубежей. Ранее эти страны также имели большой парк такой боевой техники. Вполне возможно, что тенденция в будущем распространится и на другие страны, но пока об этом говорить рано.
Все данные взяты из открытых источников