Найти тему
Олежин АвтоБлог

Культовые авто сделанные в СССР и их история.

Оглавление

Одной из интереснейших частей нашей истории является развитие автопрома в Советском Союзе. Тогда все отрасли страны развивались и создавалась какая-никакая экономическая база. И именно с этой эпохой связано становление отечественного автомобилестроения.

Всем привет, с вами Олег, и сегодня я вам расскажу о самых культовых авто созданных в СССР.

Экскурс в историю.

Делать машины в Советском Союзе начали практически с самого основания нового государства. Главными финансируемыми предприятиями были Московское и Ярославское.

Первая легковая машина, выпущенная в 1924 году, к сожалению, получилась неудачной и до мирового уровня точно не дотягивала.

Исходя из своих неудач, правительство начало серьезное изучение опыта всего мира. Вскоре началось производство грузовиков и "легковушек" на заводе ЗИС по лицензии Ford Motors, а потом и на ГАЗ(сей час Нижний Новгород).

Свой темп развития автопром получил в Великую Отечественную Войну, когда завод ЗИС эвакуировали на Урал, и появились такие заводы, как: УралЗиС и УльЗиС. Эти два завода производили грузовики и автомобильную технику для фронта.

Одновременно с военной помощью в стране велась разработка легковых моделей авто. И поворотным моментом в развитии автомобильной промышленности стал выпуск "Победы".

Легендарные машины Советского Союза!

ГАЗ-М20 «Победа»

Разрабатывался этот автомобиль в войну . Андрей Липгарт был его автоконструктором, а Валентин Ростков занимался дизайном. Начали они работу с пристальнейшего изучения тенденций развития мирового автопромысла, используя за основу американцев. В конечном итоге СССР обогнал Европу на несколько лет в развитии.

"Победа" обрела успех будучи первой крупносерийной легковой машиной с несущим кузовом.

Модель выделялась тем, что выступающих деталей и прочих модных наворотов, типичных для машин того времени, у нее не было. Так же у авто не было рамы, чьи несущие функции выполнял непосредственно кузов.

Окончили разработку автомобиля в 1944 году, и первые экземпляры вышли в свет уже в 1946. Гуляли слухи, что изначально свое первое имя у машины было "Родина", но Сталин возразил: «И почём у нас Родина?». "Победа" хорошо подходила названию авто гораздо больше, ведь СССР победила не только на фронте, но и в развитии автопрома.

Выпускали "Победу" в кузове седан и кабриолет и на всех моделях было по 4 двери.

Двигатель был бензиновый 4-х цилиндровый силовой агрегат объёмом 2,1 л мощностью 50 л.с. В комплекте шла 3-х ступенчатая механическая коробка с функцией синхронизации 2-й и 3-й скоростей. Топливо тратилось по 11 литров на сотню, а до 100 км/ч машина разгонялась за 45 секунд.

Тормоза были у "Победы" что надо, ведь впервые в истории отечественные конструкторы применили гидравлические тормоза.

Плавность хода обеспечивала подвеска рессорного типа и амортизаторы двухстороннего действия находившиеся сзади. Такое решение позже применялось почти на всех моделях "Волги".

С таким же кузовом в 1955 году выпустили вездеход ГАЗ-М72.

ЗИС-110

-2

ЗИС-110 стал первым советским автомобилем, выпущенным после окончания Великой Отечественной войны: первая машина этой марки увидела свет в августе 1945 года.

-3

Выпускался ЗИС-110 до 1958 года. За всё время работы конвейера было произведено без малого 2100 экземпляров.

Этот выпущенный на автозаводе имени Сталина лимузин выглядел довольно внушительно – специальное «статусное» авто для высших чинов партии, именитых учёных и работников культуры: 6 метров в длину, 2,5 тонны веса. Всю эту махину нёс восьмицилиндровый рядный шестилитровый двигатель мощностью 140 л.с.

Для своего времени модель была прекрасно оснащена технически, имела роскошную отделку салона, стеклоподъёмники на электрогидравлическом приводе, систему вентиляции воздуха и отопления.

ГАЗ-21 «Волга»

Пожалуй, эту модель можно назвать наиболее красивой в среднем классе легковых авто. Первые модели сошли с конвейера Горьковского завода в 1956 году. Всего до момента окончания выпуска – 1970 года – было создано около 640 тысяч экземпляров.

-4

Внешне «Волга» явно напоминала популярные на то время модели Шевроле и Форда, на автомобильных дизайнеров которых явно оказал влияние модный в то время «авиационный» стиль. Но вот что касается «механики» модели – она вся была собственной разработки.

Автомобили первой серии получили модернизированный двигатель «Победы», а спустя год он был заменён мотором ЗМЗ-21А.

-5

В 1959 году «Волга» претерпела значительные изменения: поменялась форма передних крыльев, радиаторная решётка приобрела характерный вид «пасть акулы». В салоне обновилась приборная панель, технические изменения были внесены в электропроводку.

Если первая серия автомобилей составила всего 30 тысяч экземпляров, то во второй выпустили более 140 тысяч машин.

Третья серия «Волги» включила в себя в основном внешние изменения дизайна: поменялись очертания радиаторной решётки («китовый ус»), внутри салона сменили отделку на более долговечную, добавили декоративные детали.

Также изменился двигатель: его мощь возросла до 75 л.с. В третьей серии выпустили 470 тысяч машин.

ГАЗ-13 «Чайка»

-6

Этот лимузин до сих пор устойчиво ассоциируется с шестидесятыми годами прошлого века в СССР. Выпущенный в 1959 году, внешне автомобиль напоминал Packard образца 1955 года. В модели воплотились новые, революционные на то время инженерные решения:

  • восьмицилиндровый двигатель мощностью 195 л.с.;
  • коробка-автомат с кнопочным переключением передач;
  • гидроусилитель руля;
  • усилитель тормозов;
  • электрический механизм стеклоподъёмников.
-7

Купить «Чайку» в Советском Союзе было невозможно – это был автомобиль-награда, отмечающий заслуги перед страной.

Было выпущено несколько экземпляров «Чайки» для нужд киностудий, фаэтоны, вариант для Министерства обороны, где предусматривалась перегородка, отделяющая водителя от пассажиров, а также вариант «Скорой помощи». В 1981 году выпуск «Чайки» был завершён.

«Запорожец»

-8

Сложно говорить об автомобилях советской эпохи и не вспомнить о знаменитом «Запорожце».

В пятидесятых годах ХХ века запросы на «народный» дешевый автомобиль существенно возросли, и правительство поручило разработать недорогую компактную машину «для народного пользования». Таким автомобилем стал ЗАЗ-965, созданный на Запорожском автозаводе.

-9

За основу конструкторы взяли популярный в те годы Fiat-600. Но к чести отечественных конструкторов следует отметить, что их детище (в народе прозванное «Горбатым Запорожцем») не являлось слепой калькой «итальянца». Многие технические узлы были серьёзно изменены.

Как только модель в 1960 году была запущена в серию, обнаружилось, что у «народного автомобиля» довольно много недостатков:

  • перегрев двигателя в жаркое время года;
  • очень маленький багажник;
  • устаревший уже на момент выпуска дизайн.

965-й Запорожец вдохновил разработчиков на следующие эксперименты, и в 1966 году был выпущен ЗАЗ-966 – «Ушастый Запорожец». Своё прозвище этот внешне сходный с Шевроле Corvatic седан получил за крупные выделяющиеся на фоне остальных обводов автомобиля воздухозаборники.

ЗИЛ-111

Идея «догнать и перегнать Соединённые Штаты» в 60-е годы была краеугольной для развития автомобильной промышленности СССР.

-10

К середине XX века сталинский «ЗИС-110» уже был устаревшим автомобилем, и тогдашний Первый секретарь партии Хрущёв потребовал разработать для правящей верхушки страны «автомобиль, как у президента США, но лучше». В результате появился ЗИЛ-111.

На момент своего выпуска этот автомобиль являлся синтезом всех лучших наработок отечественного автопрома. Восьмицилиндровый двигатель поставлялся в паре с кнопочной автоматической трансмиссией и рулевым гидроусилителем. Пассажирский салон был рассчитан на семь мест и отличался повышенным уровнем комфорта.

-11

Модель не смогла избежать обычной для советского автопрома «болезни списывания»: как и большинство отечественных автомобилей, ЗИЛ-111 был подозрительно похож на импортные авто, в данном случае – Cadillac.

Впрочем, справедливости ради стоит добавить, что подобным образом грешили не только советские автоконструкторы. Например, когда китайцы выпустили собственный автомобиль для представительских целей, он уже подозрительно напоминал советский ЗИЛ-111.

ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 – первую модель «Жигулей» по праву называют «самым народным авто СССР». Знаменитая «Копейка» (так прозвали автомобиль в СССР) была любима не только у себя на родине, но и в так называемых странах соцлагеря.

-12

«Копейки»-лимузины, к слову говоря, до сих пор используется на Кубе в качестве маршруток. В 2000 году, по результатам опроса жителей бывшего СССР, эта машина была признана лучшим советским автомобилем.

-13

За основу модели дизайнеры взяли итальянский Fiat, в конструкцию которого разработчики внесли более восьмисот изменений, многие из которых оказались настолько хороши, что в дальнейшем использовались теми же итальянцами в процессе выпуска последующих моделей.

ВАЗ-2108 («Зубило»)

На смену ВАЗ-2101 пришла модель 2108 – «Зубило», названная так за характерную, на тот момент непривычную форму. Легендарность этого автомобиля связана с криминалитетом «перестроечных» лет, который предпочитал именно эту переднеприводную модель с «хищным» экстерьером.

-14

Интересным фактом является сотрудничество конструкторского бюро с компаниями UTS и Porsche: многие технические узлы автомобиля разрабатывались с помощью этих иностранных компаний.

Объём средств, уплаченный иностранцам за сотрудничество, не разглашался, но, как говорят, позволил тому же Porsche обзавестись полноценной аэродинамической трубой для испытаний собственных моделей автомобилей.

ВАЗ-2121 («Нива»)

«Нива» – первый малогабаритный внедорожник не только в СССР, но и во всём мире. Считается, что эпоха кроссоверов началась именно с этой модели. Постоянный полный привод был реализован на этих автомобилях из соображений экономии и для того, чтобы снизить нагрузку на трансмиссию.

-15

Модель полюбили не только в России, но и в Европе. Стоимость тюнингованных «Нив» в Европе доходила до стоимости «Мерседесов» – спрос на модель был достаточно велик.

Заключение

Бесспорно, мы привыкли воспринимать автопром времён СССР как нечто недостаточно развитое, а советские автомобили – «списанные» с зарубежных. Но не стоит забывать о том, что у советских автопроизводителей были свои модели-легенды, обладающие собственными достоинствами, интересные, иногда – успешные, оставившие свой след в истории страны.

Авто
5,66 млн интересуются