Найти тему
Авто Энциклопедия

Интеллигентный «проходимец». Хрущевский внедорожник Москвич-410

Москвич-410 был явно не первым кроссовером в современном его понимании. Как минимум вторым (обязательно с несущим кузовом!) после японской модели, а то и третьим. Однако именно он позволил многим автовладельцам СССР превратиться в заядлых мобильных туристов. Задумки поставить на поток полноприводную, по-настоящему народную модель планировали еще до Великой Отечественной, но такая машина появилась только в пору хрущевской «оттепели». При этом удачный полноприводник, которого пресса описывала в восторженных тонах, получила просто мизерный тираж в 10 тыс. экземпляров.

-2

Вброд, по снегу и пахоте

Развивать перспективные задатки Москвичу-410 мешал нижнеклапанный двигатель мощностью в 35 «лошадей». Заимствованный от еще довоенного Opel Kadett, он и без полного привода не обеспечивал мало-мальски хорошие показатели. Поэтому до 1958 годы было выпущено лишь чуть более 1 000 седанов, а затем модель с индексом «Н» оснастили куда более резвым 45-сильным агрегатом с верхним расположением клапанов. Именно он позволил машине успешно преодолевать снег или пахоту глубиной до 30 см и взбираться на склоны с крутизной до 33°. Правда, это по техпаспорту, а на самом же деле груженый «410-й» мог карабкаться в гору при наклоне не более 25°. Чтобы хоть как-то помочь двигателю сражаться с бездорожьем, его укомплектовали «злыми» шинами с мощными грунтозацепами. Наконец, полноприводник без особых проблем преодолевал брод глубиной до 30 см.

-3

Не сельским жителям, так горожанам!

Несмотря на ряд достоинств, Москвич-410Н сохранил основные недостатки «410-го»: трансмиссия сильно вибрировала, раздаточная коробка часто ломалась, да и несущий кузов не всегда выдерживал критических внедорожных нагрузок. А где в послевоенном Советском Союзе найдешь хорошие дороги? Поэтому этот полноприводник не очень-то и подходил жителям села, для которых бездорожье было повседневной данностью. И совсем другое дело – горожанин, лишь время от времени менявшему костюм на телогрейку с сапогами, чтобы выбраться на природу. Однако, подобно советским людям, «Москвич-410» работал не там, где хотелось, а куда родина пошлет…

И даже приличный список технических огрехов, постоянно сопутствовавший «проходимцу», отнюдь не отворачивал от него потребителя. А потребитель той поры был весьма неприхотлив, ему очень нравились хорошие тормоза, вполне работоспособная «печка» (еще и с вентилятором!), разумный расход топлива. Вдобавок, в отличие от многих автомобилей на полноприводном шасси «военного» образца, «410-й» внешне не выглядел агрессивно. Совсем наоборот, плавность линийпридавала машине вид городского интеллигента, а наличие двухдиапазонного радиоприемника,противосолнечных козырьков, вещевого ящика, коврика на полу и пепельницы лишь усиливало это ощущение.

-4

Почему «410-й» оказался малосерийной машиной?

Увы, но ни Москвич-410, ни его доработанная версия с приставкой «Н» не стали массовыми, с производства без лишнего шума и пыли модель сняли в начале 60-х. Как всегда, главная причина лежала в экономике: модель Москвич-402 тогда пользовалась большим спросом, в том числе и за рубежом, а стране нужно было зарабатывать валюту. Этим фактом объясняется отказ и от других интересных прототипов того времени. Ведь во время «оттепели» казалось, что Америка скоро окажется в роли догоняющей, а в СССР самых-самых разных автомобилей будет вдоволь… Однако только через полтора десятка лет «на поток» была поставлена полноприводная модель, в одинаковой степени удовлетворявшая потребности как горожан, так и жителей села. Разумеется, это была «Нива», доведенная до ума не в Москве или Ижевске, а в Тольятти!

Авто
5,66 млн интересуются