Найти тему
ScaleModel

В Москве закрыли модельный магазин за бюсты и модели техники. Но в СССР был куда более курьезный случай

Оглавление

Всем привет!

Недавно наткнулся на дело почти 6-летней давности. В одном из магазинов ЦДМ Москве были выставлены немецкие солдаты времен Второй мировой войны. Причем они были сделаны копийно, со всеми подобающими знаками отличия, пропеллерами (которая у нас в стране официально запрещена). СК не стал терпеть (ибо это соседние здания на Лубянке) и завел на владельца магазина уголовное дело по статье 282 (расжигание межнациональной розни).

Естественно, с полок солдатиков убрали. Обвиняемые наказаны. Но какой вред несут солдатики? Есть целый пласт моделистов, который собирает немецкую технику, фигурки. В музеях выставлена трофейная техника и вооружение. Многие производители выпускают наборы для сборки в этом векторе. Как фигуры могут пропагандировать то самое? Для меня это загадка.

Теперь я боюсь собирать немецкие танки времен ВОВ. Не дай Бог, как говорится. Но дело не в этом.

Моделизм вне политики и идеологии.

Когда я планировал эту статью, мне ее хотелось назвать “Охота на ведьм”, так как речь пойдет о модели самолёта F-4 “Phantom”, но “фантом” – это не “приведение”, а “призрак”. “Гвоздем программы” выступила именно модель под названием “Jaguar”.
Собственно сам виновник торжества
Собственно сам виновник торжества

Как вы помните, моделизм в СССР был выражен сборкой моделей от фирмы NOVO. Союз закупил старые пресс-формы и производство пластиковых моделей было развернуто на собственных мощностях по всей стране. При этом, были переданы в производство модели британской и американской авиации. Поэтому модели выпускались не под названиями, а по индексам.

Благодаря этому, модели прекрасно продавались. Но как обычно нашлись люди которые заметили, что некоторые модели не вписываются в идеологию советского человека

Не секрет, что на внутреннюю политику СССР влияло множество факторов, где переплелась война в Афганистане, экономические санкции, программа “Звездных войн”, расширение экспансии США в восточных странах и многое другое. Ответом на это стала сильная реакция на всё западное, что так или иначе можно было отождествить с агрессией против СССР и советского образа жизни. В качестве наиболее яркого примера можно привести список запрещенных музыкальных групп, регулярно обновлявшийся в 1984-1985 гг., в который попали даже Pink Floyd и Blondie.

Первый звоночек прозвучал в начале 1980 года – после выпуска в Ташкенте партии отливок для модели Hawker “Sea Fury”

-3

При переводе инструкции, заметили, что в каталоге “Novo” присутствует явная крамола:

“…Sea Fury served aboard four carriers during Korean War and shot down a number of much faster MIG 15s”
“…Sea Fury служили на борту четырех авианосцев во время Корейской войны и сбили несколько более быстрых МиГ-15”

Это было совершенно недопустимо и поставки модели не состоялись. Эту часть отливок британцы все же продали к дядюшке Ляо.

И идеологи начали борьбу с “натовской угрозой” с короткой заметки под названием “Продается… «Ягуар»”, которая была опубликована 27-го февраля 1985 года в газете “Комсомольская правда”

“Я коллекционирую фотографии и модели самолётов, собираю литературу от авиации. И вот с чем недавно столкнулся.
На прилавках наших магазинов стали появляться модели таких самолётов, как «Ягуар» и «Хантер» — это истребители, находящиеся на вооружении агрессивного блока НАТО. В торговлю, правда, они поступают без названий и опознавательных знаков, просто картонная коробка с силуэтом и надписью: индекс такой-то, производство московского завода игрушек “Кругозор”.Мне кажется, не следует пропагандировать чужие модели военной техники…
Валерий КРУГЛОВ, 17 лет
Железнодорожный. Московская область
По заданию редакции корреспонденты “Комсомольской правды” проверяют, кто и как планирует и контролирует выпуск таких игрушек. Попадают ли на прилавки образцы отечественной техники? Ждем и ваших предложений и ответов.”

И эта заметка прекрасна! Начиная от “17-летнего неравнодушного моделиста” и заканчивая отправкой корреспондента для проверки идеологической совместимости советского человека и продукции московского предприятия.

Надеяться на то, что публикация в рубрике “Операция «Диалога»” будет “спущена на тормозах”, не приходилось – команда “фас” уже была дана и руководство требовало результатов. И они-таки были.

-4

Продолжение истории вышло уже в “Комсомольской правде” от 10-го апреля 1985 года – статья была под тем же названием, но с предсказуемым финалом. В результате выпуск модели Hawker “Hunter” был запрещен.

-5

При этом, производство “Ягуаров” не свернули, хотя выпуск в этот период несколько сократился. Руководство завода в Наро-Фоминске смогло обойти идеологический вопрос и этим радовать советских моделистов своей продукцией.

-6

Так причем здесь "Фантом"?

Оригиналом для создания "Фантома" послужила модель японской фирмы “Hasegawa”, отливки которой поставлялись в Великобританию в 1968-1974 гг. в рамках бартера. Успех этого предприятия был очевиден – за указанный период в Великобритании было продано 180.000 японских отливок в британской упаковке!

Британцы специально выбрали именно модификацию F-4K\M, поскольку эти самолеты оснащались только двигателями Rolls-Royce и находились только на вооружении RAF. Впоследствии этот факт был выгодно использован представителями фирмы “Rovex” для продажи в странах Соцлагеря.

Сотрудничество с японцами было прервано из-за перебоев с поставками. Фирма “Rovex” решила запилить собственные пресс-формы с блек-джеком и продажными женщинами. Они просто упростили оригинал. Выпуск собственной копии F-4K\M “Phantom” наладился в 1975-1976 гг., уже под занавес существования торговой марки FROG. Собственно, и продажи оказались скромными.

Соответственно в Советский Союз пресс-формы для F-4K\M “Phantom” попали одними из последних. В 1979 году в Минске была предпринята попытка наладить экспортные поставки. С 1982 года эта модель периодически стала встречаться на прилавках магазинов. Вот тут за неё вышли бравые партийные “охотники на ведьм”. Продажи и производство моделей было прекращено в 1985 году. Оставался только запас на складах, который выносился за территорию и продавался по "спекулятивным ценам"

Вряд ли вопрос стоял непосредственно об уничтожении пресс-форм, но одна из самых популярных в СССР моделей исчезла из продажи аж до 1990 года. Как только об этом узнали барыги с московской “толкучки” стоимость “фантома” подскочила с 10 до 25-30 рублей и даже в год возобновления производства она не опускалась ниже 15 рублей. Вот так идеологи помогли подпитать рынок.

Не осталась в стороне от этих событий и западная пресса — уже 13-го апреля 1985 года в британской газете The Daily Telegraph была опубликована статья “Ban on Nato toys made in Russia” (“Запрет на игрушки НАТО в России”), в которой излагался краткий пересказ из советского источника.

Производителям “экс-фроговских” моделей в крупных городах сильно повезло на фоне совсем уж маразматической истории, которая сложилась с моделью самолёта De Havilland “Sea Venom”, название которого можно было перевести на русский язык как “Морской Злодей”…

-7
В начале 1986 года модель “Индекс 295” внезапно исчезла из продажи и среди моделистов стали ползти слухи о том, что некий “бдительный советский гражданин” написал донос в КГБ по поводу наличия в переводных картинках “фашистских крестов”. И вроде как “гэбэшники”, не сильно разбираясь, приказали уничтожить пресс-формы. Доля правды тут была, но на самом деле события развивались несколько другим образом, а случилось вот что.

В самый разгар борьбы с “натовской агрессией” действительно нашелся “товарищ”, который не только был осведомлен про опусы типа “Продается… «Ягуар»”, но ещё задался целью проверить на “политкорректность” выпускаемые модели. Раздобыть оригинальную инструкцию на “Sea Venom” не составило большого труда, а в ней, черным по белому, на английском и ещё 7 языках(!!!), было напечатано буквально следующее:

“…They took part in Anglo-French intervention in Egypt in 1956, destroying a number of aircraft, including MIG 15`s, on the ground…”
“…Они участвовали в англо-французской интервенции в Египте в 1956 году, уничтожив на земле несколько самолетов, в том числе МиГ-15…”

Дальнейшие действия этого “товарища” нетрудно было предугадать, хотя странно, что советские цензоры умудрились как-то пропустить такую “идеологическую диверсию” в самом начале, поскольку экспортные поставки моделей “Sea Fury” в 1980-м году не состоялись именно по этой причине.

После обращения "товарища" в соответствующие органы на “Сухумприбор” прибыла “партийная зондеркоманда”, которая на самом деле не сильно разбиралась в тонкостях производства и распорядилась уничтожить буквально всю оснастку для производства “Sea Venom”.

Первым под раздачу попал термопластоавтомат (ТПА), который начали было резать автогеном, но вроде как вовремя остановились. Далее “под нож” пошла форма для выпуска прозрачных деталей – ей была уготована та же участь попасть под автоген, но работники предприятия (воспользовавшись ослаблением контроля со стороны начальства) просто вытянули форму во двор, где впоследствии частично разобрали – кто-то из наиболее ушлых “специалистов” вытащил формообразующие, в результате чего дальнейшее производство “стекла” стало невозможным.

Больше повезло основной пресс-форме. Мастер производственного участка очень вовремя смекнул, что вся эта вакханалия рано или поздно закончится, а оснастка ещё может пригодиться. Чтобы спасти пресс-форму, он буквально закинул в неё лопату солидола и, сомкнув обе части, закопал в груде металлолома на территории предприятия. После этого мастер отчитался о том, что производственная оснастка полностью уничтожена и предъявил порезанные обломки, по внешнему виду которых трудно было определить, что они представляли из себя изначально.

Так что, бывало и такое. Сейчас мы можем свободно покупать модели любой техники - любой армии, любые фигурки. Потому что это довольно обширный рынок и обширный слой населения этим занимается. А раньше было так.

Коллеги, я очень сильно извиняюсь, но материал был взят из статьи здесь.

Также советую ознакомится со статьями по ретромоделизму на этом сайте- Ретромоделс.ру

На этом у меня все. Всем спасибо, что дочитали! Не болейте!

-8