В рамках «Концепции развития», утверждённой в 2010 году, развёрнуты работы по созданию новых грузовых автомобилей для армии. Одним из разработчиков новой техники был выбран уральский автозавод.
Модели, предложенные заказчику
Согласно ТТУ, завод должен был представить три варианта нового автомобиля с колёсными формулами 4*4, 6*6, 8*8.
Однако, поскольку МО не смогло ответить на уточняющие вопросы по требованиям к последней версии, «Урал» представил на испытания следующие модификации:
- 63095 – двухобъёмная версия, имеющая автономную кабину и сменный бронемодуль (кузовную надстройку). Колёсная формула 6*6;
- 63099 – однообъёмный кузов (кабина в едином блоке с отсеком для десанта на 12 человек). Колёсная формула 6*6;
- 53099 – однообъёмный вариант, с колёсной формулой 4*4. Рассчитан на перевозку отделения.
Все варианты являются многофункциональными бронеавтомобилями с капотными шасси, традиционными для «Уралов». Имеют возможность комплектоваться модулем ДУМВ с пулемётом Корд (НСВТ) калибра 12.7 мм. Прорабатываются варианты установки боевых модулей иных производителей.
Конструкторам удалось выполнить основное требование по защищённости заброневого пространства. Круговая бронезащита 4 уровня обеспечивается использованием комбинированной брони. Выдерживает обстрел из крупнокалиберного (14.5 мм) пулемёта бронебойными патронами. Днище корпуса выдерживает подрыв на фугасе с ТЭ до 8 кг.
Обе машины способны перевозить л/с, ответственные грузы, могут применяться в качестве шасси для установки различных образцов вооружений. На их основе уже создаются машины для пуска БПЛА, МС, МБУ, РЭБ, иная специальная техника.
В первую очередь. Они предназначены для поставки в «легкие» бригады СВ ВС России.
Особенности конструкции
Функциональный модуль рассчитан на перевозку 14 полностью экипированных десантников, располагающихся в креслах специальной конструкции, выполняющих роль дополнительной защиты при подрыве.
Десантирование выполняется через заднюю аппарель или дверь.
Очень важным отличием уральских машин от техники КамАЗ является комплектация. Урал сотрудничает с МЗКТ. А в «Тайфунах-Камаз» стоят коробки-автоматы из США, бронекерамика из Германии, боестойкие колёса из Франции. В последнее время ситуация меняется в сторону перехода Камаза на отечественные комплектующие. Но зависимость от импортных запчастей весьма высока.
Также, проектом ОКР «Тайфун» было предусмотрено создание машин, защитные характеристики которых соответствуют грузовикам MRAP (смотри статью «КамАЗ-Тайфун»).