В декабре этого года автомобилистов ждет только одно важное изменение в законодательстве — решение судьбы законопроекта об отмене техосмотра. Однако на календаре стоит отметить еще несколько событий, чтобы избежать неожиданных штрафов.
Решение по отмене техосмотра.
Перевести техосмотр на добровольную основу, приняв изменения во всех трех чтениях в Госдуме до конца года, обещали авторы законопроекта от партии «Единая Россия». Именно в декабре станет понятно, успеют ли депутаты исполнить свои обещания, или же водителям и в 2022 году придется проходить техосмотр, чтобы избежать проблем со страховыми компаниями.
Документ был принят в первом чтении 9 ноября. Однако для дальнейшего рассмотрения и принятия его авторам нужно доработать документ согласно указанию Правительства. Изменения нужно привести в соответствие с договором о Евразийском экономическом союзе. На предоставление новых поправок дали 30 дней — до 8 декабря 2021 года.
Отведенного времени теоретически должно хватить на принятие законопроекта в оставшихся двух чтениях. При этом сами операторы пунктов техосмотра считают, что доработать документ не так просто, а также что разработка поправок может занять долгое время. Пока паниковать автомобилистам не стоит — штраф в 2 000 рублей за отсутствие диагностических карт должен заработать только 1 марта 2022 года, а полисы ОСАГО продают без диагностических карт.
Самой важной проблемой остаются взаимоотношения со страховой компанией, если у виновника ДТП по причине технической неисправности не окажется техосмотра. В таких случаях страховщики грозят регрессом. Есть и еще один нюанс: если отмена техосмотра на некоторое время забуксует, неизвестно, захотят ли операторы пунктов продлять разрешения на работу в этой сфере. Следовательно, если техосмотр все-таки будет нужен в начале 2022 года, пройти его получится не так быстро.
Договоры купли-продажи на подержанные машины через Госуслуги.
До конца 2021 года в Минцифре планируют добавить в функционал приложения Госуслуги опцию оформления договора купли-продажи на подержанную машину.
Подписать договор можно будет специальной зашифрованной электронной подписью, которая формируется через другое приложение Госключ: там будут храниться все подписанные в электронном виде документы.
Пользователи портала смогут подписывать документы при помощи электронной подписи и отправлять на регистрацию третьим лицам — а именно, в ГИБДД. Сделки в режиме онлайн можно проводить и сейчас — эта норма есть в ст. 160 Гражданского кодекса. Но без такого инструмента, как Госуслуги, физические лица предпочитали оформлять все документы лично. Новый сервис должен помочь в проверке собственника автомобиля и исключить некоторые риски.
Пени за неуплаченный транспортный налог с 1 декабря.
Оплатить транспортный налог за 2020 год необходим было успеть до 1 декабря. К тем, кто этого не сделал, налоговики применят суровые финансовые санкции. Неплательщику будут начислять пени за каждый день просрочки. Причем оплатить транспортный налог отдельно без этих дополнительных начислений у водителя не получится, так как пени автоматически становятся его частью. Если автомобилист отказывается платить транспортный налог в течение трех месяцев, ему вышлют особое уведомление с требованием оплатить задолженность. После этого срока долг передадут судебным приставам. Последние имеют право списывать задолженность с банковских карт и заблокировать счет.
Водителей, которые решили скрыть от ФНС факт владения машиной, обяжут оплатить налог и прибавят к этой сумме 20%. Кроме того, с неуплаченным транспортным налогом с автомобилем нельзя будет совершать никаких регистрационных действий. То есть продать машину и перерегистрировать на нового собственника не получится.
Важно, что транспортный налог иногда начинают получать даже продавшие автомобиль бывшие собственники. Для этого есть две причины. Первая - это техническая ошибка, из-за которой данные не появились в системе налоговой службы. В таком случае необходимо обратиться в службу поддержки ведомства и направить им договор о купли-продаже автомобиля. Вторая причина — если новый собственник не перерегистрировал машину на себя после покупки. Тогда продавцу стоит поспешить в ГИБДД и исправить этот недочет, иначе к налогу он может начать получать и штрафы. Далее эту информацию также стоит направить в службу поддержки налогового органа.
Новые дорожные камеры в Москве с расширенным функционалом.
В Москве начинают вводить в эксплуатацию новые дорожные камеры с расширенными возможностями по фиксации нарушений ПДД. По данным «Коммерсанта», комплексы уже начали устанавливать, а в боевой режим их переведут в течение декабря. В автоматическом режиме устройства умеют распознавать не только отсутствие техосмотра или полиса ОСАГО, но и езду по велодорожкам, движение мотоциклистов в междурядье и передвижение байкеров без шлемов — какие функции в итоге будут использовать, решат в ГИБДД. Согласно размещенному столичной мэрией тендеру на аренду, новые устройства заменят 500 устаревших.
Окончание эксперимента с электронным СТC.
С 1 декабря закончен эксперимент для российских автовладельцев: до этого времени они могли при проверке предъявлять инспекторам ГИБДД электронный СТС. Сотрудники ГИБДД считывали QR-код свидетельства, содержащийся в приложении и проверяли действительность документа. При этом бумажный документ все равно надо было возить с собой: в ПДД еще нет изменений об электронном СТС, поэтому инспектор вправе был попросить бумажный оригинал документа. За отсутствие бумажного свидетельства о регистрации транспортного средства предусмотрена административная ответственность (ст. 12.3 КоАП РФ) в виде предупреждения либо штрафа 500 руб. Если эксперимент признают удачным и дополнят ПДД, то, вполне возможно, водителям уже совсем скоро разрешат обходиться электронным документом.