Встретить Як-42 в аэропорту нынче большая удача, а повстречать уникальный Як-42 в чёрной ливрее - удача вдвойне. С этим лайнером, носящим имя "Жемчужина" и бортовой номер RA-42445, мне довелось пересечься летом 2021 года в аэропорту Минеральных Вод.
Будущая "Жемчужина" сошла со стапелей Саратовского авиазавода в 1992 году. Первым местом работы самолёта был Китай, а именно авиакомпания China General Aviation. Советские самолёты уже пару десятилетий работали в китайских авиакомпаниях, но Як-42 был новинкой для китайского рынка.
В Китае самолёт пролетал 5 лет, пока в 1997 году China General Aviation не была поглощена другим перевозчиком - авиакомпанией China Eastern Airlines. Як-42 продолжали летать в Китае ещё несколько лет, пока в 2000 году их не заменили на "Боинги".
Закончив карьеру на Востоке, борт B-2756 "перебрался" в Прибалтику, где получил новый бортовой номер YL-LBZ. Самолёт приобрела латвийская чартерная авиакомпания Concors, флот которой полностью состоял из самолётов советского производства.
В Латвии самолёт пролетал несколько месяцев, в феврале 2003 года пополнил парк российской авиакомпании "Карат" и сменил бортовой номер на RA-42445.
Новую чёрную ливрею лайнер получил в 2008 году, к тому моменту его эксплуатировала казанская авиакомпания "Тулпар-Эйр". С 2013 по 2016 год самолёт выполнял рейсы для "Грозный-Авиа", а после после перешёл в бизнес-авиацию. Надпись "Жемчужина" на двух языках - русском и английском - появилась на борту самолёта в 2018 году.
Сейчас самолёт летает во флоте бизнес-перевозчика Jet Express и базируется в Татарстане. Салон "Жемчужины" рассчитан на 72 пассажира: 6 человек могут разместиться в VIP-секции, ещё 66 пассажиров вмещает салон эконом-класса в стандартной для Як-42 компоновке кресел 3+3.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов
МС-21: снаружи, внутри и в воздухе
Тигролёт: история самого необычного самолёта в России
Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей
Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144
Старый Ту-154 в деталях: от носа и до хвоста
Бе-200ЧС: от кабины пилотов до туалета